Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Для школ порекомендовали «зарубежную сотню»

100 книг обязательных +к прочтению 100 книг обязательных +к прочтению Сколько произведений и каких авторов должен прочесть молодой человек, чтобы стать в целом образованным, обсудили эксперты в рамках презентации книжного проекта «100+»

Проект «100+» инициирован Союзом Писателей России и Институтом современного государственного развития в рамках предложения Президента России Путина по формированию списка 100 книг, рекомендованных для внеклассного чтения. 

В обнародованном Министерством образования России списке представлены 100 произведений российской литературы. Инициаторы проекта «100+» считают, что министерский перечень разумно было бы дополнить списком 100 книг классической и современной зарубежной литературы. 

В списке значатся как произведения античной литературы, так и эпохи Ренессанса, а также XVIII-XX веков. Интересно, что авторы списка говорят о рекомендациях читателям от 14 до 25 лет, хотя перечень изначально считается школьным, то есть изучить его следует подросткам до 17 лет (обычно в этом возрасте завершают среднее общее образование). Впрочем, многие произведения и взрослым людям могут оказаться «не по зубам». В частности, эксперты во время дискуссии отметили «Улисс» Джойса, который не может понять и взрослый человек.

Многие произведения и взрослым людям могут оказаться «не по зубам». В частности, эксперты во время дискуссии отметили «Улисс» Джойса.

В перечне рекомендованной литературы – произведения, отчасти входящие в университетскую программу – «Красное и черное» Стендаля, «Портрет Дориана Грея» Уайльда, «Три товарища» Ремарк, «Синяя птица» Метерлинка и многие-многие другие произведения.

Член Союза писателей России Александр Беззубцев-Кондаков воспринимает проект «100+» как тот, которому «не жалко посвятить долгие годы». Инициатива Владимира Путина по формированию списка литературы вызвала критику в обществе, напомнил он.

Многие стали говорить о некоей «обязаловке» для школьников, но сам факт дискуссии – уже повод задуматься о проблеме чтения в стране и среди молодой аудитории в частности.

Презентованный в Петербурге перечень 100 рекомендованных школьникам произведений иностранных авторов дополняет предложенный список отечественных авторов. Он включает не только классику, но и авторов, которые только начинают «путь» в нее.

Проведя мониторинг откликов авторы списка включили в него произведения трех ныне живущих классиков — «Моллоя» Сэмюэла Беккета, «Мораль XXI века» Дарио Саласа Соммэра и «Бесчестье» Джона Мааксвелла Кутзее.

- Эти 3 имени дают гуманитарный срез состояния нынешнего общества, - считают эксперты.

По мнению заместителя председателя Санкт-Петербургского филиала Российского книжного союза Сергея Кайкина, 100 книг для школьника - «это много», и для освоения достаточно одного перечня литературы, в который «можно все уместить». Особенно сложными для детского и подросткового понимания он считает в предложенном списке «Так говорил Заратустра» Ницше и «Отверженных» Гюго. А на освоение «Саги о Форсайтах» Голсуорси у школьников вообще может не хватить времени.

Есть идея, что школьникам Дальнего Востока следовало бы больше читать азиатских авторов, а Северо-Запада - финно-угорских.

- Кафка, Сартр, Джойс очень тяжелы для восприятия в этом возрасте, и мы, взрослые, должны это понимать. Бирс, пишущий о пограничных состояниях, - не знаю, можно ли включать его. В списке должны быть понятные школьнику произведения! - считает генеральный директор Российской национальной библиотеки Антон Лихоманов.

Директор Российского госархива Александр Соколов, напротив, выступает за дополнение перечня литературы и полагает, его составителям следовало бы больше внимания уделить литературе того или иного региона.

- Не представлены ряд государств, с которыми мы активно сотрудничаем и работаем. Например, я являюсь руководителем секции диалога «Россия - Корея». Есть прекрасные «корейские Пушкины», и мы должны их учесть. А японцы, которые переводятся и издаются в Петербурге?

Соколов считает, региональный компонент на разных российских территориях мог бы существенно отличаться. Есть идея, что школьникам Дальнего Востока следовало бы больше читать азиатских авторов, а Северо-Запада - финно-угорских. Причем источники произведений должны быть не только традиционные, «бумажные», но и электронные.
Доктор филологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Сергей Гончаров придает списку особое, формирующее некие идеалы, значение.

- «В условиях глобализации, когда рушатся вертикали, где разные ценностные ориентиры, попытка сформировать список - попытка стабилизации культуры, это как протянуть человеку руку помощи в современном мире, - отмечает он. 

Обобщая высказанные в ходе дискуссии доводы, спикеры решили, что списков рекомендованной школьникам и молодежи литературы может быть сколько угодно. Но важно не только «проглотить» книгу, сколько понять ее смысл, а на это могут уйти не только школьные годы. Познание длится всю жизнь.

Другие материалы о чтении и книгах

Читать – не перечитать: Министерство образования опубликовало список 100 обязательных для чтения книг.

В РНБ открылась новая выставка книг.

Маугли и инопланетяне: очередное произведение братьев Стругацкий готовится к экранизации.

Министр образования расставит все точки над «ё».

Город «подвинет» частных книготорговцев?

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Татьяна и Руслан, юрист и шеф-повар, 32 года Сколько стоит образование?
Самое читаемое
Комментарии