Очарование гламура
По словам мэтра, 1980-е годы очень важны для него, потому что на них пришлась его молодость. Многочисленные путешествия по разным странам мира, реализация юношеской мечты о создании уникальной коллекции, которая на сегодняшний день насчитывает более 50 тысяч единиц хранения и является самой крупной в Восточной Европе. Александр Александрович считает 80-е годы удивительно самобытными и даже в чем-то революционными: своеобразный крой платьев и костюмов, преобладание ярких, даже вызывающих расцветок, обилие блесток и всяческой мишуры в одежде. «Тогда казалось: благоденствие достигнуто, и оно продлится достаточно долго, - говорит Васильев. - Однако это было наивным заблуждением: вскоре грянул кризис, который изменил моду до неузнаваемости». Ну, а пока мы имеем возможность любоваться образцами яркой и беззаботной одежды восьмидесятых. Свои экспонаты комментирует сам историк моды Александр Васильев.
- Перед нами стиль арт-деко с любовью к геометрии. Такая вышивка очень характерна для моды 80-х. Она выполнялась большей частью вручную в Индии, потом этот рынок завоевал Китай. Девиз: чем больше различных камешков и блесток, тем лучше. Узоры должны были быть затейливыми, тут уж модельеры давали волю собственной фантазии. Главное - ни одного одинакового рисунка в высокой моде найти было нереально. Кстати, яркий зеленый - тренд сезона даже сегодня.
- Очень дорогая объемная вышивка с использованием золотых нитей и множества стразов различной формы и конфигурации. Невероятно затейливый орнамент. Обратите внимание на цвет - он очень яркий и в то же время успокаивающий. Ансамбль дополняет дорогая бижутерия.
- Такая вышивка называется «мозги» (brains), поскольку отдаленно напоминает извилины человеческого мозга. Была популярна еще в 20-е годы и всегда говорила об интеллектуальных способностях женщины. Такой стиль украшений надолго завоевал мир моды и считался «высшим пилотажем» для мастериц, поскольку покрыть платье подобными украшениями было непросто. Верх наряда представляет собой затейливый орнамент из разноцветного бисера.
- Яркий костюм с использованием аппликации. Самое характерное здесь - символ эпохи, небольшой бант, который непременно присутствовал на многих платьях и был одним из важнейших составляющих гламура 80-х годов. Главная задача - установить бант именно там, где он более всего необходим исходя из идеологии того или иного наряда.
- Оборочки тоже были непременной составляющей модного платья эпохи 80-х. Ну и, конечно, рукава. Их характерные очертания невозможно спутать ни с какими другими рукавами разных периодов мировой моды. Обратите внимание на ткань - голубенькую, в мелкий белый горошек. Это тоже наследие эпохи.
- В 70-е годы группа «Абба» стояла у истоков стиля «диско». Данная эстетика осталась и в 80-е. Северное сияние передано в этом наряде светом блесток. Настоящий фейерверк, переливающиеся лепестки по всей поверхности ткани, нюансы от густого черного до лучезарного серебристого. В такой одежде женщина ощущала себя реальной звездой - дарящей свет всем вокруг. Сейчас не каждая дама решится предстать в таком виде.
- В 80-е годы пришла устойчивая мода на темнокожих моделей. Наиболее продвинутой из них – «черной пантере» Наоми Кэмпбелл - мы обязаны повальным увлечением модниц толстыми губами, делавшими женщину немного похожей на рыбку под названием карп. Пухлые губы вошли в обиход красавиц несколько позже, с появлением ботекса, когда каждая желающая могла «накачать» эту часть лица. Тенденция совсем последнего времени - объявления по всей Москве: «Скачиваем губы». Увы, мода прошла, она стала скромнее, и многие хотят вернуть себе старые очертания.
- Этот наряд полностью обязан собой нашей стране. Едва в 1985 году Горбачев произнес слова «гласность» и «перестройка», мир, не понимая сути самих выражений, был покорен новым лидером и стал ждать перемен на шестой части земного шара. Такой мастер, как Жан-Поль Готье, откликнулся на происходившее сразу - обширной русской коллекцией. Преобладал красный цвет. Вот один из нарядов с вышивкой кириллицей, но с ошибкой - «Гольтье». В этом состоит уникальность экспоната.
- Синий бархат был так популярен в 80-е, что его именем был даже назван фильм того периода. В таком костюме, украшенном дорогой брошью, не стыдно было появиться не только в театре или на коктейле, но и на переговорах или деловой встрече.
- Собрать подобную коллекцию – дело весьма затратное. А вот на этом костюмчике изумрудного цвета удалось слегка сэкономить. Дело в том, что в одной из пуговиц не хватало камешка, и благодаря этому удалось сторговаться по более низкой цене. Потом я, конечно, приобрел недостающий осколок стекла и вставил его - и сейчас не могу даже вспомнить, куда именно, так органично он вписался в общий ансамбль.
- Это знаменитый костюм с Венецианского карнавала, который я стараюсь посещать каждый февраль. Как-то, беседуя со мной, герцогиня Лихтенштейн спросила: «Неужели в вашей коллекции имеется этот легендарный парчовый, вышитый камнями костюм с тюрбаном от Жана Барте?». Мой ответ был утвердительным, а она удивилась: ведь в 80-е годы этот наряд стоил 200 тысяч франков. За такие деньги тогда можно было приобрести 4-комнатную квартиру в центре Парижа.
- В 1976 году грянул первый нефтяной кризис в Персидском заливе, и к началу 80-х многие из аксессуаров класса люкс и лакшери (дорогие украшения, кораллы, предметы из слоновой кости, черпепахи, змеиной кожи) пришлось менять на более доступные. Миром стала править пластмасса ярких цветов. Бусы, браслеты, солнечные очки завоевали популярность и стоили недешево, хотя это в основном была штамповка. Помните, героиня фильма «Маленькая Вера» душу готова была отдать за пластмассовые клипсы? Можете не сомневаться: она была не одинока в своих желаниях.
И в заключение - о современных тенденциях моды. Сейчас одежде уделяется чуть меньшее значение, нежели в прошлом. Важный элемент XXI века - благодаря имплантам и прочим косметическим ухищрениям большей частью меняют не одежду, а собственное тело. И еще важнейшее веяние времени - оно пока особенно сильно ощущается в Европе - татуировки. Скоро это повальное увлечение в полной мере придет в Россию, и тогда мы обязательно увидим людей, чья кожа повсюду покрыта орнаментом. Главным желанием таких модников будет максимально продемонстрировать эти художества, чему любая одежда станет активно мешать.
Фото Дмитрия Викентьева
- Городской суд встал на сторону Елены Баснер в сделке по продаже поддельной картины
- Губернаторская рокировка: Псковщина начинает оценивать наследие Турчака
- Сегодня решится судьба псковского губернатора
- Платные дороги Псковской области оценили на «двойку»
- Александр Васильев привел логичный довод, почему «Модный приговор» на Первом не закроется