Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.25
Евро 99.36
Юань 1.28

На Карельском перешейке - вторжение злых моторов

 Фото: Елена Куракина Фото: Елена Куракина Мы привыкли сбегать в лес в поисках тишины и чистого воздуха. Но в последнее время эти блага - дефицит даже в лесу

Шквальное распространение машин-внедорожников (джипов и квадроциклов) даже укромные лесные тропинки превращает в оживленные автомагистрали с устойчивым запахом выхлопных газов. В популярных курортных окрестностях Петербурга (Лемболово-Орехово-Сосново, Токсово, Солнечное-Комарово-Зеленогорск) в выходной трудно найти в лесу место, где хотя бы в отдалении в отдалении не слышался злой шум двигателя.

В популярных курортных окрестностях Петербурга в выходной трудно найти в лесу место, где хотя бы в отдалении в отдалении не слышался злой шум двигателя.

Как и следовало ожидать, сами джиперы и квадроциклисты недовольства пешеходов не разделяют. Так, директор крупного ежегодного off-road соревнования джипов «Ладога-Трофи» (в этом году проходило с 31.05 по 8.06) Дмитрий Овчинников полагает, что основную проблему в лесу создает не техника, а незаконные лесозаготовители, а также отдыхающие, оставляющие после себя мусор. Если джипы и «развезут» лесную дорогу, то через пять лет никаких следов того уже не останется, добавляет он. По словам Дмитрия, «Ладога-Трофи» плотно взаимодействует с комитетом по природным ресурсам Ленобласти, а также вывозит с мест соревнований весь мусор - как свой, так и чужой. «А как вы относитесь к участникам соревнований, которые в пылу азарта могут сломать бампером небольшое дерево, едут напролом через кусты?» - спрашиваю я. Дмитрий отвечает уклончиво. С одной стороны, «кусты потом выпрямятся, а если что-то и сломается, то ведь от потери одного волоска на голове вы не облысеете». С другой - организованные  джиперы, по его словам, чтут природоохранное законодательство и стараются наносить природе минимальный вред своим присутствием.

Позиция тех, кто продает внедорожную технику и, стало быть, заинтересован в ее как можно большем распространении, тоже двоякая. Директор мотосалона Brandt Владимир Конохов признает, что хамовитые и нетрезвые квадроциклисты, носящиеся по лесам со скоростью 60 - 80 км\ч, могут доставлять неудобство. «Тут ничего не поделаешь: уровень культуры даже на дорогах крайне низок, и уровень пользователей квадроциклов примерно такой же». Правда, лично он с этим не сталкивался. «Моя дача находится в Лужском районе, там квадроциклов почти нет»,  - говорит он (осмелюсь предположить, что, имей Владимир Александрович дачу в Орехово, он бы расхотел продавать квадроциклы). В то же время он считает, что «люди имеют такое же право удовлетворить свое желание кататься по лесу на внедорожниках, как и другие люди - наслаждаться в лесу тишиной. Надо просто учиться уважать друг друга».

Невысокий уровень культуры, в том числе правовой, демонстрируют даже абсолютно трезвые и респектабельные пользователи квадроциклов. В том числе - клубы, организующие прокат внедорожной техники.

Невысокий уровень культуры, в том числе правовой, демонстрируют даже абсолютно трезвые и респектабельные пользователи квадроциклов. В том числе - клубы, организующие прокат внедорожной техники. Примерно полтора месяца назад в сети появилась реклама «Клуба экстремального отдыха “Квадрик”», на которой люди в форменных клубных куртках позировали фотографу, сидя на квадроциклах прямо в акватории озера - по колеса в воде. Несложно догадаться, на что была похожа вода после такой фотосессии: радужные разводы ГСМ на поверхности - это самое малое. А еще на сайте «Квадрика» красовалось видео, где демонстрировались высокие ходовые качества квадроцикла на песке. С этой целью сотрудник клуба гордо пропахал колесами береговую полосу одного из Морозовских озер. Напомним, что Водный кодекс запрещает въезд авто-мотосредств не только в акваторию, но и в пределы береговой полосы (20 м) и даже водоохраной зоны (минимум 50 м) водного объекта вне зоны оборудованных стоянок (ст. 65 ч. 15 п. 4). Публикация этих материалов вызвала резонанс, который дошел и до руководства «Квадрика». Во всяком случае, когда я неделю назад обратилась к директору по развитию клуба Татьяне Пугачевой за комментариями, выводы на уровне руководства уже были сделаны. «Это была ошибка нашего рекламщика, которая уже исправлена, - сообщила Пугачева. - Рекламщик не знал законодательства. Он решил, что показать квадроциклы в воде и на берегу - это будет красиво. Фотографии убраны, рекламщик уволен». Сама Татьяна, по ее словам, знает нормативную базу и предпочитает ее соблюдать. На наш вопрос, как она относится к жалобам пешеходов на засилье моторов в лесах, она ответила, что за эту проблему ответственны частные авто-, мотовладельцы, а не организации. «Места, где квадроциклов особенно много, - Орехово, Солнечное - это территории элитного отдыха. Там очень много состоятельных дачников. И каждый из них желает иметь забор повыше и квадроцикл покруче. И носиться по лесу быстрее всех. Организованные клубы и турбазы по крайней мере можно контролировать, а вот частников - невозможно никак».

С тем, что зарегистрированные квадроклубы свято исполняют законы, согласиться трудно. В том же самом Орехово (где, по мнению Татьяны Пугачевой, основной вред наносят частники), на живых деревьях в лесу цинично прибиты гвоздями рекламные таблички клуба QuadroGame. Он располагается на территории базы отдыха «Орех». Руководство клуба, которое на своем сайте трогательно пишет о «любви к природе», вероятно, просто не в курсе, что вбивание гвоздей в дерево запросто может занести внутрь инфекцию (конечно, сразу дерево не умрет; на это понадобится несколько лет). На главной странице сайта www.kvadrogame.ru висит фотография, иллюстрирующая нарушение ст. 65 ч. 15 Водного кодекса РФ (квадроциклы, стоящие в полуметре от берега озера), а в описании маршрутов, по которым клуб готов прокатить своих клиентов, фигурирует «прохождение бродов».

Главная методологическая проблема частников и клубов в том, что они ошибочно считают Карельский перешеек эдакой непролазной тайгой.

Главная методологическая проблема не только частников, но и серьезных авто- и мото- off-road клубов состоит, на наш взгляд, в том, что они и их клиенты совершенно ошибочно полагают Карельский перешеек эдакой непролазной тайгой, где уместна демонстрация молодецкой удали. Неслучайно в рекламе клубов вовсю используются нелепые термины типа «суперэкстремальный отдых» и детсадовские призывы «Докажи, что ты это можешь!». Офисные дяденьки и тетеньки, которые раньше вряд ли много ходили по лесам пешком (иначе зачем бы выбрали мотор?), усевшись на квадроцикл, искренне считают себя «экстремалами» и героическими покорителями природы. Только вот покорять здесь уже нечего. По количеству застройки и плотности освоения отдыхающими перешеек является, скорее, лесопарком. Что-то вроде Сосновки, только очень большой. Но ведь людям обещали, что они станут экстремалами, они ведь заплатили за это большие деньги (1 500 рублей за один заезд в «Орехе»)! Так нельзя же им отказать… А что поможет лучше изобразить героя-покорителя, если не переход через реку с тучей брызг или агрессивно-вызывающий проезд на скорости мимо несчастных пешеходов? Истинно экстремальный спорт, на мой взгляд, - это пешком попытаться остановить обнаглевшего квадроциклиста. Одного такого господина я знаю: он сумел голыми руками выгнать квадроцикл, который зимой заехал на общественную лыжню и испортил ее. Ищущие экстрима - примите к сведению. Героизм - вот он, а не то, что вам продают.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Денис, фотограф, 39 лет Революция - двигатель прогресса?
Самое читаемое
Комментарии