Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.51
Евро 98.91
Юань 1.27

Сабантуй: добрый и вкусный праздник

 Фото: Всеволод Пежемский Фото: Всеволод Пежемский Как писал в своей поэме «Василий Теркин» Твардовский, Сабантуй - это не просто праздник. В какой-то момент слово «сабантуй» в русском языке и стало синонимом праздника - большого или маленького, но обязательно с угощением и родственниками. Так татарско-башкирский праздник и стал нашим, русским

Вот уже много лет у деревни Сярьги, что недалеко от Кузьмолова, Петербургские татары проводят свой Сабантуй. Татарская диаспора чрезвычайно сильна в нашем городе. О ее исторических корнях мы говорили недавно в предыдущих публикациях. И сабантуй как национальный праздник - также один из самых ярких, массовых и интересных.

Если вы решите прийти на петербургский Сабантуй - какое первое ощущение вы испытаете? Радость. Ничем не замутненную радость от гостеприимства добрых и хороших людей, собравшихся на большой поляне, чтобы отдохнуть, отметить ежегодный традиционный праздник урожая и принять всех гостей, кто придет - из любого дома, из любой семьи и любой национальности. Наверное, эмоциональная открытость башкир и татар - хозяев праздника - это главное ощущение, которое поражает после замкнутой городской жизни. И ты, усталый, замотанный и уж точно не слишком открытый житель северного города в какой-то момент понимаешь, что общая радость подхватывает, слова песни на чужом языке кажутся знакомыми, а ноги отбивают ритм и требуют: иди, пляши…

Но обо всем по порядку. Большая поляна разделена на две части: татарскую и башкирскую. В центре три трибуны, на каждой из которых идет свой концерт. И, как ни странно, никто друг другу не мешает. Между сценами мигрируют танцевальные и певческие коллективы в шикарных национальных и сценических костюмах - иногда бегом, потому что нужно выступать сразу на одной, а потом и другой сцене. На башкирской стороне - целый город мастеров - кузница, деревянные скульптуры, ткацкие станки, юрты, деревянные дома и даже маленькая крепость по образцу елабужской. На татарской - большая сцена и поляна, на которой расположились целые семьи с коврами, навесами от солнца, иногда - самоварами, мангалами. Большие татарские семьи приехали на Сабантуй. Многие в национальных костюмах, тюбетейках, платках, халатах.

И в башкирской, и в татарской частях - множество конкурсов и соревнований. Некоторые для самых маленьких - прыгают в мешках, а некоторые - очень сложные. Говорят, что тому, кто залезет на совершенно гладкий, отполированный ногами и руками других верхолазов деревянный столб, дарят живого барана - слухи, наверное… В любом конкурсе или испытании может участвовать каждый, кто пришел, вовлекаясь в общее веселье, сопереживая и забывая, кто татарин, кто узбек, кто русский. Все же вместе в одной команде канат перетягивают. Праздник-то – общий!

По традиции за трибунами в низине - площадка для борьбы куреш - место, куда сходятся померяться силами серьезные мужчины. И участвуют, и побеждают отнюдь не только татары. А рядом еще одно представление - канатоходцы. Это очень давняя традиция многих тюркских народов. Особое искусство. Смотрите - девочку маленькую поднимают на страховке! Годика три малышке… Пошла!

Ну а по периметру поляны расставлены палатки кухонь. Оттуда тянет восточными ароматами, дымом, специями… Татарская, башкирская узбекская кухня: плов и чак-чак, колбаса из конины и манты, чебуреки и беляши, айран и чай. Все смешалось, все очень вкусно, хоть и не подходит под модные нынче диеты. Ну, раз в год то точно можно… Татары и башкиры считают, что на главном празднике в году обязательно нужно и самим вкусно поесть и всех гостей накормить так, чтобы обратно с трудом шли. Мы такой подход конечно одобряем!

К тому же праздник этот - фактически безалкогольный. Спиртным не торгуют, пьяных не видно. У Сабантуя есть еще одно важное свойство: народы, его празднующие, - мусульмане, но праздник абсолютно светский. И это тоже снижает своеобразный порог, который нужно преодолеть человеку другой национальности для участия в Сабантуе. Да и говорят все не только на татарском, но и на русском всегда. Открытость праздника видна и в том, что везде можно встретить людей с ограниченными возможностями. Для них эта среда - совершенно дружественная.

В дни, когда стены ненависти и непонимания вырастают между близкими, братскими народами, так важно, что у нас в Петербурге проходит праздник, не разделяющий, а объединяющий такие разные, но дружные народы. Хорошо, что есть Сабантуй, хорошо, что в нашем городе живут такие яркие, гостеприимные, помнящие свои традиции люди. Спасибо организаторам и до следующей встречи через год!

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Станислав, бывший военный, 44 года Революция - двигатель прогресса?
Самое читаемое
Комментарии