Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.29
Евро 99.56
Юань 1.28

Графоман вызвал ностальгию по счастью

 Фото: пресс-служба театра им. Комиссаржевской Фото: пресс-служба театра им. Комиссаржевской В театре имени Комиссаржевской состоялась премьера спектакля «Графоман» по одноименному рассказу Александра Володина. Постановку осуществил Александр Баргман, недавно ставший главным режиссером театра. В главной роли выступил заслуженный артист России Сергей Бызгу.  Его партнерша по сцене - Анна Вартанян

Постановка, обозначенная в программке как «провинциальная фантасмагория в двух действиях», получилась теплой и сентиментальной. Вокруг главных героев - инженера Мокина и его жены Галины Петровны - выстроились другие сюжетные линии, где главное место занимают взаимоотношения дочери с женатым художником. А рядом еще масса что-то говорящих, поющих, танцующих, страдающих и мечтающих о лучшей доле персонажей. Баргман любит нанизывать историю на историю, снабжать сюжет рассказами, дополняющими жизнь во всех ее проявлениях. Здесь нет строго выстроенного сюжета - впрочем, это присуще манере Александра Володина, режиссер и писатель тут явно совпали в своем видении искусства. 

Постановка, обозначенная в программке как «провинциальная фантасмагория в двух действиях», получилась теплой и сентиментальной. 

Баргман взял за основу рассказ «Графоман», нагрузив его отрывками из разных произведений: мы узнаем монолог из пьесы «Пять вечеров», фрагменты из книги «Записки нетрезвого человека», звучат стихи Володина.

В спектакле, поставленном Баргманом, чудесным образом будто оживает сам Володин - он и есть главный герой, потому что существует его личная интонация: она не просто сохранена, а любовно упакована, убаюкана, вкусно подана, заразительна по своей душевности и человечности. Эта интонация наполняет ностальгическими нотами каждого помнящего времена 40-50-летней давности, волнует того, кто воспринимает жизнь как цепочку невероятных случайностей и встреч, способных нас менять - и менять все-таки к лучшему.

Зритель мог увидеть архетипичные ситуации из 60-70-х: ресторан, поющая на заказ эстрадная исполнительница, лихой мужик в зимней шапке-ушанке, дээндэшники, сумасшедший психотерапевт, впавший в тяжелую депрессию. Зритель живо отзывается на безответное чувство официантки, рецепты мужчины, у которого лицо «как броня», исповедь многодетной женщины, переставшей верить в любовь. И наконец за всеми этими человеческими историями вдруг начинает звучать пронзительной нотой история скромного инженера по технике безопасности, а по велению души - поэта Мокина, который долго и безуспешно пытается напечатать свои стихи. Наконец их опубликовали в журнале «Молодой колхозник». Никто поэту не пишет, отзвука нет… И лишь одна неизвестная поклонница из Таганрога оценила, ответила, почувствовала его тонкую натуру. В противоположность жене, которая давно уже не слышит его души… К ней, к ней, в Таганрог - срочно ехать, мчаться, общаться, упиваться родством душ! Ах, как в этом романтизме виден Володин. И как точно это состояние полета, влюбленности передает Сергей Бызгу.

Зритель сочувствует и готов плакать, ведь все в зале знают эту интригу: ценительница поэзии - это и есть жена поэта, это она, «глухая и бесчувственная», писала своему мужу якобы из Таганрога, переправляя туда письма дяде, а тот переписывал их для поэта.

И когда происходит встреча в этом самом Таганроге, куда успела добраться Галина Петровна, она происходит опять же так по-володински - в ней понимание, прощение, озарение, ощущение чуда и надежда на то, что эти двое не на разных полюсах, они еще могут услышать друг друга и любить, любить…

В спектакле много добротных актерских работ, невозможно не наслаждаться обаянием Маргариты Бычковой, Полины Шустаревой, Ольги Ариковой, Анатолия Горина, Дениса Пьянова, которые сыграли каждый по три роли. И еще раз отмечаешь для себя, что труппа Комиссаржевки будто создана для таких человеческих историй, где и требуется, и хочется самим актерам играть от души, с азартом и глубиной вживания в роль. И зрителю импонирует и тема, и такой способ сценического существования.

Вопрос только в том, насколько часто находятся сильные режиссеры для столь яркого актерского состава и как часто обнаруживаются пьесы, которые по-настоящему задевают зрителя. Речь не о классике, а о драматургии современной. Зритель способен, конечно же, сублимировать пережитое, ностальгическое в сегодняшнее свое состояние. Но кажется, что современную драматургию (а она, конечно же, есть) упорно не хотят замечать ни режиссеры, ни худруки театров. И в этом можно углядеть некую беспомощность театра сегодняшнего (в принципе, не только о Комиссаржевке речь), которому все время требуются подпорки из прошлого, веками проверенного. Володин в данном случает очень выручает. Но это к слову.

«Графоман» вышел очень симпатичным. Среди зрителей оказалась и Алиса Фрейндлих. Аплодировала она от души.

Александр Баргман, режиссер-постановщик:

«Володин для меня - абсолютный продолжатель Чехова и предвестник Вырыпаева. Я говорю про манеру его письма, про исследование человеческих слабостей, про то, как человек не справляется с собой, - про стыдливого и противоречивого человека, одновременно доброго и злого. Пока шли репетиции, с Володиным происходил мощнейший диалог на разные темы. Володин - про каждого. Мы все - из володинских шарфиков, косыночек, кепочек. Он гений души человеческой и блестящий литератор. Его произведения заряжены энергетически правильно, звучат очень просто и очень к сердцу. Я обожаю Александра Моисеевича за то, что в своих пьесах, рассказах, повестях, сценариях он никогда не следует какому-то закону составления текстов, композиций. У него почти нет исходных, главных событий, кульминации, развязки, а есть течение жизни».

Несколько строк об авторе «Графомана»

Александр Моисеевич Володин - советский драматург, поэт, сценарист. Работал учителем русского языка, редактором на киностудиях «Ленфильм» и «Леннаучфильм», в Великую Отечественную войну был связистом, сапером. Его первая пьеса «Фабричная девчонка» (1956 год) принесла автору широкую известность. Вторая пьеса Володина «Пять вечеров» (1959 год) стала любимейшей на театральных подмостках страны.  В репертуаре многих театров долгое годы шли володинские пьесы «Моя старшая сестра», «Идеалистка», «Назначение», «С любимыми не расставайтесь», «Дульсинея Тобосская», «Две стрелы». Очень многие кинорежиссеры обращались к сценариям и пьесам Володина. Кто не помнит картин, которые составили славу российского кино: «Звонят, откройте дверь!» (режиссер Андрей Митта), «Похождения зубного врача» (режиссер Элем Климов), «Фокусник» (режиссер Петр Тодоровский), «Дочки-матери» (режиссер Сергей Герасимов), «Пять вечеров» (режиссер Никита Михалков), «Осенний марафон» (режиссер Георгий Данелия).

Александр Володин написал серию книг-воспоминаний: «Для театра и кино», «Оптимистические записки», «Записки нетрезвого человека», «Одноместный трамвай» («Записки несерьезного человека»), «Монологи. Пять вечеров». Александр Володин был прекрасным поэтом. В его лирике много романтики, и мягкой иронии, и прощения, и провидчества.

«Простите, простите. Простите меня,

И я вас прощаю, и я вас прощаю.

Я зла не держу, это вам обещаю.

Но только вы тоже простите меня».

Володин говорил: «Стыдно быть несчастливым». И он часто чувствовал себя несчастливым, но от этого желание счастья становилось только острее. 

Фото пресс-службы театра

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Юлия, менеджер сетевого бизнеса, 34 года Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии