Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.44
Евро 99.58
Юань 1.29

ЕГЭ как зеркало нашего образования

 Фото: http://obrnadzor.livejournal.com Фото: http://obrnadzor.livejournal.com По результатам сдачи ЕГЭ в этом году Рособрнадзор принял беспрецедентное решение: минимальный балл по русскому языку снижен с 36 до 24 баллов, а по математике - с 24 до 20

Чиновники объяснили, что сделать это пришлось потому, что в противном случае огромное число выпускников российских школ вместо аттестатов зрелости получило бы на руки справку об окончании. С которой они не просто не смогли бы продолжить учебу в вузах или поступить на государственную службу - их, как пугали в советские времена родители своих нерадивых детей, взяли бы на работу разве что дворником.

По данным экспертов Рособрнадзора, в целом экзамен по математике в этом году написали хуже, чем в предыдущем: заметно снизилось число работ, сделанных на высокие баллы, - на 100 этот экзамен написали всего 64 человека! А в 2013 году было 536 «стобалльников».

Когда неделю назад Рособрнадзор принимал решение о снижении минимального порога баллов ЕГЭ по русскому языку, чиновники объясняли это тем, что нужно уравнять русский язык и математику: минимум по математике в 24 балла существовал уже много лет. Но теперь математика снова оказалась ниже русского.

По данным экспертов Рособрнадзора, в целом экзамен по математике в этом году написали хуже, чем в предыдущем: заметно снизилось число работ, сделанных на высокие баллы, - на 100 этот экзамен написали всего 64 человека! А в 2013 году было 536 «стобалльников».

Значит ли это, что уровень знаний по основным для всех российских школьников предметам вдруг резко упал? По мнению экспертов, реальный уровень знаний тут совершенно ни при чем. Такое тотальное «падение образования» произошло по абсолютно понятным причинам: в этом году чиновниками на всех уровнях были предприняты беспрецедентные меры по защите ЕГЭ от утечек, списываний, подсказок учителей. В аудиториях, где проходили экзамены, были установлены видеокамеры, присутствовали независимые наблюдатели, экзаменационные работы проверялись учителями других школ. Именно поэтому, как считает ИА «Интерфакс», значительное число выпускников школ, особенно в регионах Северного Кавказа, написали работы на «двойку» и рисковали остаться без аттестата зрелости. Чтобы снизить уровень социальной напряженности, Рособрнадзор и принял решение об уменьшении минимального порога - теперь большая часть местных выпускников получит полноценные аттестаты.

Петербургские школы, по мнению специалистов образовательной сферы, это «падение» практически не затронуло: уровень оценок в большинстве школ, гимназий, лицеев остался практически прежним. Как рассказала OK-inform Екатерина Тенютина, преподаватель русского языка, заместитель директора гимназии № 56, в прошлом году средний балл по русскому языку их гимназистов был около 77. В этом - почти 75.  

- Но в этом году мы  выпустили не девять, а десять одиннадцатых классов, и снижение на два балла среди почти 250 учеников - это практически незаметное явление, - считает Екатерина Тенютина.  - В этом году двое наших выпускников сдали русский на 100 баллов, есть группа детей с 98 баллами. А всего в коридоре оценок от 80 до 100 баллов у нас практически три класса. И лишь одни ребенок показал уровень знаний по русскому в 44 балла, всего на 20 баллов выше минимального порога.

Несмотря на снижение минимального порога баллов по русскому и математике, как считает Алексей Третьяков, директор физмат лицея № 30, член экспертной группы по ЕГЭ, ситуация с уровнем знаний по математике в Петербурге остается в последние годы стабильной и даже несколько улучшается. В этом году, например, в «тридцатке» двое выпускников сдали математику на 100 баллов.

Причины снижения минимального порога не математические, и уровень знаний остался прежним - просто повысился уровень прозрачности самой процедуры.

- Думаю, ситуация по стране изменилась потому, что с этого года экзамены ЕГЭ проходили в присутствии наблюдателей, видеокамер, работы проверяли «не свои», - говорит Алексей Третьяков. - И, наверное, некоторые другие регионы, не Петербург, если они раньше использовали какие-то другие ресурсы, не математические, «поплыли». По Петербургу такого не было, я в этом году сам проверял работы - уровень остался стабильным. Так что причины снижения минимального порога не математические, и уровень знаний остался прежним - просто повысился уровень прозрачности самой процедуры.

В этом году снова зазвучали голоса, требующие вообще отменить ЕГЭ, потому что в старших классах ученики только тем и занимаются, что готовятся к его сдаче, вместо того чтобы спокойно изучать науки.

- Мы с коллегами относимся к ЕГЭ положительно, - говорит Алексей Третьяков. - Ведь учитель трудится не для себя, а для общества, для государства, он не может сам оценивать свою работу.  Не говоря уже о том, что только ЕГЭ дает реальную и объективную картину уровня знаний по предмету по всей стране. Раньше оценки в школе не были показателями уровня знаний - потому что задания для разных школ были разные: одни для гуманитариев, другие для математических или физических школ, потому что проверяли работы свои же учителя. Сейчас объективности больше, видно, что реально происходит с изучением предметов.

Понятно, что главные противники ЕГЭ - вузы: раньше они держали руку на пульсе, выбирали тех, кого хотели, а сейчас они должны довольствоваться теми, кто сам присылает свои документы. И понятно, что сейчас высшая школа хотела бы вернуться назад, к собственным критериям отбора будущих студентов. Но все, кто поступали в вузы при прежней системе, отлично помнят, какими зыбкими и туманными нередко были те самые критерии, особенно в гуманитарной сфере знаний: понятно, что математика или физика и в Советском Союзе были теми же самыми - набором формул и задач. А вот доказать апелляционной комиссии филфака государственного университета, что вы, несмотря на их замечание: «Тема сочинения не раскрыта полностью», - все-таки раскрыли эту самую тему, мало кому удавалось.

Если бы сейчас вузы вернулись к прежней системе приема, многие ученики не смогли бы поступить на бюджетные отделения гуманитарных факультетов.

- Если бы сейчас вузы вернулись к прежней системе приема, многие наши ученики не смогли бы поступить на бюджетные отделения гуманитарных факультетов, - говорит Екатерина Тенютина. - Я считаю, что ЕГЭ нельзя отменять, потому что иначе мы вернемся к коррупции при поступлении в вузы на бюджет. Сама отлично помню, как мои сверстники, не сделав ни единой ошибки во вступительном сочинении в университет, получали за него «четверку» с припиской «Тема сочинения раскрыта не полностью» и потом не могли доказать, что написали отличную работу. На мой взгляд и на взгляд моих коллег, ЕГЭ по литературе составлен очень грамотно, он выбирает неслучайных людей для обучения на филологические факультеты.  

Теперь даже ребенок из далекой глубинки может не только поступить в тот вуз, о котором он мечтал, но и - что очень важно для абитуриентов из отдаленных регионов – сделать это, не тратя деньги на дорогостоящую дорогу, а просто отправив почтой документы в приемную комиссию. А многие институты и университета, чтобы отсеять случайных людей, имеют право проводить свои собственные предметные олимпиады и отбирать лучших.

- А то, что нередко учителя в регионах требуют отменить ЕГЭ или упростить его задания, так учить надо хорошо, а не на ЕГЭ жаловаться, - считает Алексей Третьяков. - Учителя, конечно, не привыкли, чтобы их оценивал еще кто-то, кроме них самих. Но если ты такой хороший учитель, покажи, что ребенок может сдать экзамен не только тебе, но и любому другому преподавателю. Нужно качественно учить предмету, а не натаскивать на сдачу экзамена. 

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Игорь, музыкант, 24 года Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии