Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.44
Евро 99.58
Юань 1.29

Слово Pressa на Украине не защита, а мишень

 Фото: http://nevzorov.tv Фото: http://nevzorov.tv Даже в традиционно воюющих регионах, даже в «исторически горячих» точках в журналистов не стреляют. Даже террористы и бандиты разделяют тех, кто воюет с автоматом в руке, и тех, чье оружие - камера или блокнот. Но на Украине журналистов так боятся и ненавидят, что ставят в один ряд с вооруженным противником. На Украине убит третий за последние две недели российский журналист - телеоператор Первого канала Анатолий Клян

Но о месте, ответственности и роли журналистов в «горячих точках» есть и иные точки зрения. Например, что на войне - обычной и информационной - неприкосновенных фигур не бывает, и журналист является практически полноправным бойцом одной из сторон. Одну из них представил OK-inform Александр Невзоров - автор «600 секунд», писатель, репортер, неоднократно бывавший в зоне боевых действий.

- Александр Глебович, сейчас многие убеждены, что журналистов на Украине убивают сознательно... В них действительно специально стреляют - так же, как в солдат противника?

- По-разному. Иногда они гибнут случайно - и в таком случае жаловаться смешно. Иногда в них стреляют преднамеренно и часто даже вполне заслуженно. Журналист рассматривается как существенная часть любой из сторон конфликта, и порой надписи «пресса» не защищают, а, наоборот, привлекают противника. Кроме того, бывают моменты, когда за надписью «пресса» скрывается человек, работающий под прикрытием. Например, корректировщик огня, разведчик. Поэтому не понимаю, чем журналист отличается от других людей?

- То есть вы считаете, что гибель журналистов «России» Игоря Корнелюка и Антона Волошина, телеоператора Первого канала Анатолия Кляна, переводчика-фрилансера Андрея Миронова - случайность? Ведь известно, что стреляли целенаправленно, зная, что там есть пресса.

- Абсолютно исключено. Миномет (убивший Корнелюка и Волошина. – OK-inform.) – оружие массового поражения, это не точечная операция. Мина случайно прилетела. Во втором случае - с Кляном, я считаю, тоже случайность. Что в них стрелять, зачем? В меня сколько раз стреляли в зоне боевых действий, и я не жаловался почему-то. На войне это нормально.

- Вы согласны с тем, что идет информационная война? Не считаете ли вы, что и журналистов расстреливают как весьма значительных участников военных действий?

- Без сомнения, информационная война идет. Но вот эти смерти, о которых вы говорите, - они, скорее всего, случайные.

- Нужна ли специальная подготовка гражданским лицам, и в том числе журналистам, отправляющимся работать на войну?

- Обязательно нужна. Я, правда, не знаю таких организаций, которые бы качественно готовили репортеров к работе на войне. Лично у меня была подготовка на очень высоком уровне, были отработаны даже все ситуации на полигонах: с навыками тактики боя, даже с танковыми атаками. Это, безусловно, необходимо.

- Помогло это вам?

- Наверное, помогло, раз я жив.

При этом, напомним, всего 3 дня назад Союз журналистов России совместно с украинскими коллегами разработал план по защите репортеров, работающих в горячих точках. Был разработан документ под названием «Две страны - одна профессия», который предполагает мониторинг нарушений прав журналистов в зоне проведения военных действий и оказание психологической помощи.

Было также предложено снабжать журналистов защитной экипировкой и опознавательными знаками, а перед командировкой в горячую точку репортер должен получить медицинскую страховку и пройти курс специального обучения.

19 июня Союз журналистов России внес аналогичные предложения на рассмотрение Госдумы. Поводом для этого послужила смерть российских журналистов, попавших под минометный обстрел недалеко от Луганска, а также многочисленные нарушения прав их коллег, освещающих ситуацию на Украине.

Факт:

13 декабря 1990 года Невзоров на пустыре встречался с неизвестным информатором, который двумя днями ранее предложил компромат на чиновника. На встрече неизвестный подошел к журналисту и выстрелил в область сердца. В ответ журналист стрелял из газового пистолета, но промахнулся. Невзоров не получил значительных ранений, так как пуля стрелявшего прошла рядом с левой подмышкой, не задев сердца и крупных сосудов.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Алексей и Мария, гендиректор и многодетная мама, 30 и 39 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии