Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 94.09
Евро 100.53
Юань 1.3

Как беженцы с Украины ищут работу в России

 Фото: Сергей Артемьев Фото: Сергей Артемьев Прошел ровно месяц с тех пор, как OK-inform пообщался с первыми беженцами с Украины, ищущими приют в Петербурге и Ленобласти. Кто-то уже работает и нашел кров. Другие пока остаются вынужденными нахлебниками или даже становится жертвой мошенников

Мария и Евгений Фомины бежали в начале июня из Луганска. Мария, с которой мы познакомились в отделе по делам беженцам и вынужденных переселенцев УФМС на Смолячкова, рассказала, что имеет два высших образования и на родной Украине работала на госслужбе. Говорит, что мечтает о работе в Петербурге. Однако прошел месяц, а пара до сих пор, как они говорят, «живут на сбережения».

«Мы счастливы, что успели убежать из Луганска. Там сейчас очень плохо и страшно, родные говорят, что стреляют постоянно. Вообще все то, что показывают российские телеканалы про Донбасс, - правда, так там и есть».

«Мы ждем уже месяц разрешения на временное убежище. Пока его нет, на работу не устроиться, - рассказывает Евгений. - Но все равно мы счастливы, что успели убежать из Луганска. Там сейчас очень плохо и страшно, родные говорят, что стреляют постоянно. Вообще все то, что показывают российские телеканалы про Донбасс, - правда, так там и есть».

Молодые люди рассказывают, что пока им есть, где жить: в Петербурге у Марии родная тетя. Но работать все равно надо, да и надоело это - просто сидеть и ждать документов.

«Спасибо вам, журналистам, вы хоть расшевелили чиновников…  А то мы несколько дней пытались  сдать документы в УФМС, уже отчаялись совсем, - говорит Евгений. А потом вдруг спрашивает: - Вы же, журналисты, больше нас знаете… Скажите, введет Путин войска на Донбасс? Перебьют же там всех. Хотя это будет уже другая война, мы понимаем…».

Мне пришлось признать, что я (к сожалению или к счастью) - совсем не Путин. И потому ничего не могу сказать о вводе российских войск на Донбасс.

Семья Павлюковых тоже из Луганска. Как рассказала Людмила, им повезло: она нашла работу в Ленинградской области, в поселке Кузьмолово. Двое детей - 12-летний сын и 2-летняя дочка - пока дома, но с осени, когда младшей исполнится 3 годика, обещают предоставить место в детском саду. Людмилу взяли на работу, просто по-человечески войдя в ее положение и не дожидаясь официальных бумаг из ФМС. Мужу повезло меньше: он пока безработный. Удалось снять и жилье: платят 8 тысяч за комнату. Но они тоже рады, что успели уехать. И благодарны всем, оказавшим им помощь - в том же Кузьмолово, где соседи встретили как родных.

«Взрывы у нас в Луганске не прекращаются, страшно очень, обстреливают каждый день. Но слава богу, что дети этого не слышали!».

А вот 24-летний инженер-механик Антон Козлов из Красноармейска работу найти так и не может. Он говорит, что вакансий много, и он каждый день обходит отделы кадров крупных и мелких предприятий, заводов, был даже в ГУП «Петербургский метрополитен» и стучался в крупные торговые сети. Он готов учиться и переучиваться, если потребуется. Но везде, завидев украинский паспорт, отвечают отказом.

«Берут граждан России, Белоруссии и Казахстана. Я со своим паспортом, несмотря на высшее техническое образование, нормальный русский язык и огромное желание работать, не нужен!»  - переживает Антон.

Сейчас он тоже ожидает бумаг из УФМС, которые должны помочь трудоустроиться. Но пока жить тоже на что-то надо.

«Нацгвардия пришла в Славянск, всех мужчин в возрасте от 25 и до 60 лет арестовывают, отправляют в фильтрационные лагеря. Даже у нас в Красноармейске нет воды, Киев приостановил финансирование пенсий, денег тоже нет».

«У меня в Красноармейске остались родители и старенький дедушка. Там ужасно: нацгвардия пришла в Славянск, всех мужчин в возрасте от 25 и до 60 лет арестовывают, отправляют в фильтрационные лагеря. Даже у нас в Красноармейске нет воды, Киев приостановил финансирование пенсий, денег тоже нет. Но мой дедушка не смог оставить дом, а родители не оставили деда. И, по идее, это я им должен помогать, а не они - мне!».

Историю Антона Козлова мы рассказали специалистам комитета по труду и занятости Петербурга. Там обещали изучить документы и помочь парню с работой. Но очевидно, что с каждым случаем журналисты разбираться лично не могут.

«Беженцы с Украины в любом случае - иностранные граждане, - сообщили OK-inform в пресс-службе УФМС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. - Для иностранных граждан работа в России, согласно нынешнему миграционному законодательству, возможна при наличии разрешения на работу либо патента. Однако статус беженца или разрешение на временное убежище дают возможность легально работать в РФ без вышеназванных документов. Поэтому украинским беженцам все-таки необходимо определиться со своим статусом, а затем искать работу».

На вопрос журналиста OK-inform, а как и на что людям (большинство из которых с детьми) жить в ожидании документов несколько месяцев, представитель федеральной службы ответила: «Подобные документы по закону могут рассматриваться до трех месяцев. Однако ФМС, учитывая положение украинских беженцев, старается рассмотреть документы в максимально короткие сроки, за один-два месяца».

Справедливости ради следует сказать, что сотрудники миграционной службы действительно сейчас работают на износ: по официальным данным, границу Российской Федерации уже пересекли более 170 тысяч беженцев с Украины. История каждого человека уникальна, требует кропотливого изучения и безошибочного вердикта. При этом штат ФМС никто не расширял и сделать это быстро невозможно: структура федеральная. Зачастую просто физически невозможно обработать поток документов и поговорить с каждым человеком оперативно. Однако должны быть и иные пути, способные облегчить жизнь убежавших от войны людей.

Губернатор Ленобласти Александр Дрозденко 7 июля сообщил, что в ближайшие дни обратится в правительство России с предложением ввести для беженцев с Украины трудовой набор. По его мнению, это позволит гарантировать обеспечение граждан, временно пребывающих на территории Российского государства, рабочими местами и создать для них комфортные условия проживания в регионах. Кроме того, чиновники областного правительства выделили из резервного фонда губернатора 7 млн рублей для организации пребывания беженцев: обеспечения их проживания и питания.

Губернатор Ленобласти Александр Дрозденко 7 июля сообщил, что в ближайшие дни обратится в правительство России с предложением ввести для беженцев с Украины трудовой набор. 

Как сообщают в пресс-службе правительства Ленобласти, по состоянию на 8 июля область уже приняла порядка 600 граждан Украины, подтверждается готовность принять в ближайшее время еще 300 человек, а с конца августа текущего года - еще тысячу.

Но это - официальные данные. Очевидцы рассказывают, что поток машин с украинскими номерами на Киевском шоссе в сторону Петербурга растет ежечасно. При этом 47-регион уже создал координационный центр по работе с временными переселенцами из восточных областей Украины. В Северной столице подобного центра нет. Однако, как сообщили OK-inform в комитете по труду и занятости правительства Петербурга, в том же отделе УФМС на улице Смолячкова уже около месяца открыта и действует площадка комитета, где сотрудники ведомства дают все необходимые консультации украинским беженцам и предлагают варианты трудоустройства. Аналогичная площадка, кстати, открыта и комитетом по социальной политике.

«Мы даем беженцам всю необходимую информацию о вакансиях. Для этого людям достаточно предъявить квиток о том, что документы сданы в УФМС и находятся в работе, - уточнила пресс-секретарь комитета по труду и занятости Мария Алексеева. - Таким образом, человек может трудоустроиться даже до того, как получит статус беженца или временного переселенца».

По словам Марии Алексеевой, к ним обращаются 10 - 15% беженцев, большинство надеются найти работу самостоятельно. Что, кстати, при желании сделать не так уже сложно.

Работу - причем именно украинским беженцам, а часто даже с припиской «жителям Донецкой и Луганской областей», предлагают и общественные организации, координирующие спрос и предложения, и сами работодатели, и просто неравнодушные люди.

В самых известных и проверенных соцсетях - например, на страничке «ВКонтакте» - очень много предложений работы для граждан Украины - от вакансий на крупных предприятиях до работы сиделкой на дому с предоставлением жилья и еды. Примечательно, что в большинстве случаев работодатели не требуют немедленного предоставления миграционных документов, хотя очевидно, что в перспективе они все равно понадобятся - иначе просто невозможно будет годами находиться на территории России.

В большинстве случаев работодатели не требуют немедленного предоставления миграционных документов, хотя в перспективе они все равно понадобятся.

Кроме того, ведет работу специальный call-центр. Желающие оказать помощь беженцам или нуждающиеся в помощи и консультациях жители Украины, прибывающие в Ленинградскую область, могут обратиться с вопросами по телефону +7-931-372-16-56.

Чиновники абсолютно всех ведомств предупреждают иностранных гостей: ни в коем случае нельзя верить обещаниям о якобы гарантированной будущей работе в обмен на некие авансовые платежи (от 300 - 500 рублей и до бесконечности, в зависимости от наглости мошенников). В 100% случаев этим занимаются жулики, которые либо просто исчезают после получения денег, либо ссылаются на то, что они обещали предоставить не работу, а всего лишь «информационные услуги о вакантных местах». На самом же деле они просто или копируют, или и вовсе придумывают уже размещенные вакансии и сдирают с доверчивых и испуганных приезжих последние деньги. За помощью бесполезно обращаться даже в полицию: там берутся за такие дела крайне неохотно и расследования не заканчиваются ничем. Специалисты предупреждают: ни один честный работодатель не попросит денег ни за трудоустройство, ни за информацию.

О том, как беженцы с Украины ищут жилье в Петербурге и Ленинградской области и как им не попасться на удочку мошенников, OK-inform расскажет в следующей статье.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Дмитрий, в поиске работы, 28 лет Революция - двигатель прогресса?
Самое читаемое
Комментарии