Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.44
Евро 99.58
Юань 1.29

Смертельное метро

 Фото: РИА Новости Фото: РИА Новости Число жертв трагедии в московском метро увеличивается с каждым часом. На текущий момент известно уже о 16 погибших. Но мало кто знает, что подобная трагедия могла произойти в Петербурге еще в феврале 2012-го

Главный вопрос, который можно задать после случившегося, - как подземка, которую несколько раз взрывали, не смогла сохранить жизни москвичей и гостей столицы, спешащих в утренний час-пик 15 июля на работу или по другим делам?

Высокие чины наверняка вновь заявят (и уже заявляют), что метро - источник повышенной опасности, и его надо проверять-проверять-проверять. Только легче ли от этого семьям погибших и искалеченных, возможно, на всю жизнь?

По данным МЧС, по причине ложного срабатывания сигнализации из-за резкого понижения напряжения в перегоне между станциями «Славянский бульвар» и «Парк Победы» Арбатско-Покровский линии несколько вагонов поезда сошли с рельсов

Авария в столичном метро произошла во вторник, 15 июля, около 8.30 утра. По данным МЧС, по причине ложного срабатывания сигнализации из-за резкого понижения напряжения в перегоне между станциями Арбатско-Покровский линии - «Славянский бульвар» и «Парк Победы» - несколько вагонов поезда сошли с рельсов. Несколько часов спустя назовут еще две альтернативные версии: неисправность стрелочного перевода либо механическое повреждение узла крепления колесной тележки с корпусом метропоезда.

Известие о трагедии в столичном метро сразу же разнеслось по всем соцсетям и новостным лентам, затмив события на Украине.

«Падение напряжения -> сигнализация -> экстренное торможение -> 3 вагона сходят с рельсов. Есть пострадавшие с переломом позвоночника #метро» - подобными сообщениями оказался завален «Твиттер».

«Сколько там людей осталось. Мой вагон всмятку, я вылетел из центра вагона в крайнюю секцию. Осталась часть вагона с одним окном. Всех старался успокоить. Висел на отрывке поручня. Попросил парней сорвать форточку, а потом выбить окно. Высота около 4 метров. Вылезли по кабелям. Столько трупов... Людей без сознания. Выйти было некуда», - пишет очевидец в «Фейсбуке». - Он рад, что не потерял сознание, и смог выбраться.

«Долго мы были заблокированы (в вагоне), чудом просто вышли оттуда. Я думал, это конец. Очень много пострадавших было. Разные травмы: головы, ноги. Больше было пострадавших в первом вагоне, потому что вагоны друг в друга пошли», - рассказал очевидец в беседе с корреспондентом РИА Новости.

В результате ЧП погибли, по последней информации (на 14.30), 16 человек, 120 пострадали, многие - в крайне тяжелом состоянии.

«Тормозить должен весь состав, а не головной только поезд!!!!! Вай-фай они делают!!!! Уже слов нет!!! - комментируют произошедшее блогеры. - Цены растут, а вагоны на «филевской», например, кто знает какого года!!! И люди, господи, из-за этого погибают!»

Насколько защищено от подобных инцидентов петербургское метро, корреспонденту OK-inform, увы, узнать так и не удалось. Пресс-секретарь подземки Северной столицы, видимо, предвидя интерес журналистов к вопросам безопасности, выключила рабочий телефон и оказалась недоступна для комментирования.

Насколько защищено от подобных инцидентов петербургское метро, корреспонденту OK-inform, увы, узнать так и не удалось. Пресс-секретарь подземки Северной столицы, видимо, предвидя интерес журналистов к вопросам безопасности, выключила рабочий телефон и оказалась недоступна для комментирования

Сейчас в петербургском метро 67 станций. Более 1,5 тысяч вагонов ежедневно курсируют по 5 линиям метро и перевозят 2,3 миллиона петербуржцев и гостей города в сутки. Около 14,5 тысяч метрополитеновцев, как сказано на сайте подземки, «надежно и заботливо обслуживают подземную магистраль». Насколько «заботливо и бережно», многие петербуржцы и гости города могли убедиться по прошлому году.

Например, на ремонтируемой станции метро «Петроградская» 2 октября прошлого года произошло возгорание - под землей, где находятся воздушные фильтры.

В результате ЧП на синей ветке метрополитена был увеличен интервал движения поездов. Из-за задымления на станции метро «Петроградская» закрыли еще три станции подземки - «Горьковскую», «Черную речку» и «Пионерскую». Движение поездов на второй (синей) линии Петербургского метрополитена было ограничено, а на Петроградской стороне возник транспортный коллапс.

Некоторые пассажиры и работники петербургской подземки знают, что в феврале 2012 года в петербургском метро едва не произошло ЧП, подобное сегодняшнему московскому.

Сбой в работе метрополитена, который произошел пятничным вечером 10 февраля 2012 года, взволновал горожан - тогда из-за поломки поезда на «Петроградской» работа второй, «синей», линии была парализована практически на час. Как следует из протокола разбора этого случая руководством ГУП «Петербургский метрополитен», в результате этого происшествия все станции ветки закрывались на срок от 15 до 46 минут, а перерыв движения по перегону «Черная речка» - «Пионерская» составил 50 минут.

Случай, как выяснили потом журналисты, мог бы стать сценарием для голливудского фильма-катастрофы и чудом не стал трагедией.

Начиналось все вполне обычно: около 18.23 поезд, который следовал с «Горьковской», остановился на «Петроградской» в метре от знака «Остановка первого вагона». Для того чтобы открыть двери, машинист должен был подтянуть состав к этому знаку, что он и сделал, а затем затормозил.

Здесь произошел первый сбой: для того чтобы остановить состав, машинист нажал на так называемый «вентиль № 1», который подает воздух в пневматические тормоза. В 99,99% похожих случаев после того, как машинист убирает палец с кнопки, система выпускает воздух из тормозов. Однако вечером 10 февраля 2012-го этого не произошло, и, говоря простым языком, кнопка «запала»: как позже установила проверка, она была старой, со сколом, а контакты - подгоревшими. Когда пассажиры зашли в вагоны, то поезд, едва тронувшись, тут же остановился - в тормозных цилиндрах сохранялось давление.

В феврале 2012 года в петербургском метро едва не произошло ЧП, подобное сегодняшнему московскому

Через 5 минут, в 18.28, на помощь коллеге пришел машинист-инструктор - своего рода бригадир машинистов, их наставник. Ему также не удалось избавиться от давления в тормозных цилиндрах, после чего он принял решение, которое даже в сухом протоколе совещания под руководством главы петербургского метрополитена названо «авантюрным, граничащим с преступлением»: машинист-инструктор отключил во всех вагонах воздухораспределители - ключевой элемент пневматических тормозов, без которого они просто не работают.

В нормальной ситуации, если по каким-то причинам машинист выводит из работы хотя бы один воздухораспределитель, то все пассажиры высаживаются из вагонов. Здесь же никто людей высаживать не стал, а затем была совершена еще одна роковая ошибка…

По перегону «Петроградская» - «Черная речка» несся уже неуправляемый поезд. Трудно представить, что в этот момент творилось в кабине, но пассажиры, скорее всего, еще не чувствовали ничего странного - со всеми бывали случаи, когда поезд по техническим причинам стоял в тоннелях и 5, и 10 минут. Неладное они наверняка почувствовали через несколько минут, когда он пролетел «Черную речку» без остановки и на огромной скорости. На платформе мелькнули удивленные люди - и взбесившийся состав помчался дальше.

На следующем перегоне («Черная речка» - «Пионерская») состав превысил разрешенную скорость в 60 км/ч, и стало понятно, что еще немного - и случится страшнейшая катастрофа, как сегодня в Москве. Как замечал источник «Фонтанки», «на таких огромных скоростях чугунные тюбинги, которыми обделан тоннель, превращаются в один огромный напильник. Выскочи с колеи хотя бы одна тележка, и кровавого месива не избежать». В этот момент диспетчер, который наблюдал за поездом из пункта управления движением, принял решение снять напряжение с контактного рельса в данном перегоне, и поезд перестал набирать скорость.

Однако на этом страшное приключение состава не закончилось: по инерции он продолжил движение в тоннеле.

Примерно 24 часа понадобится на то, чтобы полностью ликвидировать последствия этой аварии

Пытаясь хоть как-то остановить этот маятник, машинист и машинист-инструктор стали дергать стояночные тормоза, однако они не предназначены для такого экстремального использования. Отсюда возник запах гари и дым, о которых «Фонтанке» сообщали читатели: по всей видимости, его источником были тормозные колодки.

Вновь поднявшись наверх и приблизившись к «Черной речке», поезд снова понесся вниз, обратно, в сторону «Пионерской». Этот аттракцион повторился два раза: как написано в протоколе, поезд, наконец, остановился после «трехкратного скатывания». Три раза состав катался по перегону - «туда-обратно».

Поезд пошел к «Пионерской», где каким-то чудом остановился. Перепуганные пассажиры вышли из вагонов, а состав отправили в тупик на «Удельной». Обошлось без жертв….

В Москве, увы, все не столь благополучно. Ликвидация последствий аварии в московском метро займет сутки.

«Примерно 24 часа понадобится на то, чтобы полностью ликвидировать последствия этой аварии», - приводит «РИА Новости» слова заместителя мэра Москвы Сергея Собянина Петра Бирюкова. Он также отметил, что все службы приняли необходимые меры для спасения пострадавших. «Городские службы сработали успешно, были приняты меры по выводу всех пострадавших. Продолжаются работы, связанные со спасением людей, находящихся в этом вагоне», - сказал он.

По самым свежим данным МЧС (на 15.45), в результате ЧП погибли 19 человек, 161 пассажир пострадал.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Александр Луконин, историк-краевед, 35 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии