Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.44
Евро 99.58
Юань 1.29

Автоволонтеры спешат на помощь

 Фото: vk.com/avtovolonteri Фото: vk.com/avtovolonteri Корреспондент OK-inform продолжает рассматривать самые крупные и влиятельные волонтерские проекты жителей Петербурга, стремясь понять необходимость их возникновения и мотивацию участников. На этот раз объектом журналистского исследования стало движение «Автоволонтеры» на базе объединения петербургских водителей «СПб.Авто»

Официальная дата создания проекта - 17 сентября. Официальные задачи: перевозка человека или группы лиц на благотворительной основе, безвозмездная доставка грузов (лекарств, вещей, продуктов, подарков и т.д.), привлечение автомобилистов и жителей города к добровольческому движению, объединение автолюбителей и автоволонтеров от фондов и организаций в единую сеть.

Официальные задачи: перевозка человека или группы лиц на благотворительной основе, безвозмездная доставка грузов, привлечение автомобилистов и жителей города к добровольческому движению.

Руководитель проекта Анастасия Евграфова согласилась рассказать о том, какие люди готовы бесплатно подвозить, где всегда нужна помощь и как на самом деле появились «Автоволонтеры». Сейчас помимо Санкт-Петербурга движение успешно функционирует в Новосибирске, Нижневартовске и Хабаровске.

Об участниках

«Как-то к нам приезжал мальчик на «Лексусе», возил собачку из приюта к ветеринару».

- Кто такие автоволонтеры? Хм, это самые разные люди: домохозяйки, профессиональные водители, студенты, молодые, пожилые, сложно выделить конкретные социальные категории.

Невозможно точно сказать, сколько у нас постоянных автоволонтеров. Помощь-то не централизованная, а, так сказать, разовая, а учета водителей мы пока не ведем. Думаю, можно судить о масштабе проекта по нашей группе «ВКонтакте» (на 29.05.2014 - 1 529 подписчиков), но не забывайте, что примерно 20% - это благополучатели, то есть представители фондов и благотворительных организаций, члены семей инвалидов и другие. Добавляются и новые водители, и это очень здорово. Мне никто не верит, когда я говорю, что, если каждый автомобилист раз в полгода поможет что-то или кого-то перевезти, мы легко выполним все заявки. А это так!

К слову, работает все очень просто: заявки на помощь автоволонтеров можно оставить в группе во «ВКонтакте» или через форму на сайте. Мы их получаем на почту или во «ВКонтакте» и публикуем в группе. Дальше все зависит от участников.

Нужно понимать, что невозможно угадать, где потребуется помощь и кому будет в этот день удобно туда поехать. Поэтому мы не гарантируем, что сможем помочь.

Есть люди, которые готовы подвезти, потому что им по пути, а есть и такие, кто в свой выходной берет заявку от пункта А до пункта Б и обратно. Иногда берут загадочные заявки, почти безнадежные. Вдруг кто-то пишет: «Я взял!». Недавно человек собрал по юго-западу три заявки: холодильник и какую-то мебель -  и повез все за Сосново, представляете! Потратил свой выходной день, зато помог не одной многодетной семье.

Проблема, конечно, и во времени: многим нужно перевезти вещи в рабочие часы. Сами понимаете, до и после - пожалуйста, а вот во время - уже сложнее. Сейчас наступит лето, чувствую, будем мучиться с выходными, все же на даче. Из-за этого даже полноценную рассылку сейчас нет смысла налаживать.

Движение автоволонтеров стало ответом на потребность добровольцев без машин добраться до областных детских домов и привезти туда вещи. 

Об истоках

«Я уже начала думать: ага, уже есть 4 места в машине - значит, четверых могу отвезти сама».

- Изначально я занималась не «Автоволонтерами», а выездными салонами красоты. Мы приглашали парикмахеров и косметологов, которые хотели помочь, ехали в детский дом, чтобы подстричь ребят, показать девочкам, как делать маникюр. Тогда у меня не было ни машины, ни знакомых парикмахеров. Со временем и то, и то появилось.

Движение автоволонтеров стало ответом на потребность добровольцев без машин добраться до областных детских домов и привезти туда вещи. Появились артисты, желающие выступить на ежеквартальных детских праздниках.  Общественным транспортом зачастую не добраться, да и дорога в лучшем случае заняла бы 4 часа. Поэтому возникла потребность в помощи автомобилистов. Заявки от знакомых фондов мы начали публиковать в теме в группе водителей «СПб.Авто», а потом, когда их стало много, решили развить это направление в отдельный проект.

О перспективах

«Думаю, пора уже бросать клич: “Автоволонтеры фондов, объединяйтесь!”».

- Конечно, развиваемся, количество заявок-то растет! Основных нужд у нас три: создать базу волонтеров, наладить смс-оповещение и объединить добровольцев от других фондов.

С фондами мы, конечно, работаем, но «Автоволонтеры» ни к кому конкретно не привязаны. У НКО, в свою очередь, тоже практически нет своих постоянных добровольцев. Так что сотрудничество с фондами пока скорее разовое. К примеру, мои знакомые из детского хосписа или детдомов пишут мне напрямую или оставляют заявки в группе о том, что будет праздник и нужно подвезти артистов или детей, и мы везем.

Волонтер, прикрепленный к одной организации, - это странно. Если человек хочет помочь, он помогает всем, кому может. 

Знаете, волонтер, прикрепленный к одной организации, - это странно. Если человек хочет помочь, он помогает всем, кому может. Сегодня -  на детском празднике, завтра - в приюте для животных, потом в доме престарелых.

Если про остальные инициативы, то сейчас мы готовим базу, чтобы сделать мобильное приложение для сбора информации. Пока работают программисты. Тоже волонтеры, кстати. Есть у нас и волонтеры-дизайнеры, с полиграфией помогают, куда уж без нее. Иногда листовки какие-нибудь печатаем перед акциями. За свой счет, естественно.

О потребностях

«В городе мало информации о том, чем ты можешь быть полезен».

- Нам нужны новые водители. Всегда. Для этого необходимо налаженное централизованное распространение информации о том, что любой желающий может быть полезен. Важно дать людям понять, как они могут внести свою лепту. Это особенно нужно молодежи, которая сейчас пытается найти свое призвание,  да и просто хочет сделать что-то значимое. Вторая категория добровольцев, которых можно было бы привлечь, - это люди после 40. Когда дети уже выросли, а родители все еще хотят быть полезными, но не знают, куда обратиться. Приходите, помощь нужна всегда!

Помимо этого, у нас больная тема - отсутствие микроавтобусов. К примеру, чтобы вывезти целую театральную труппу в больницу или детей привезти в город на экскурсию.

С грузовым транспортом тоже сложности. Иногда приходится отказывать людям, просто потому что у нас нет «Газелей». Есть несколько человек с грузовыми автомобилями, но с их графиком, да и «прожорливостью» грузовика, они не всегда могут помочь.

У нас больная тема - отсутствие микроавтобусов. К примеру, чтобы вывезти целую театральную труппу в больницу или детей привезти в город на экскурсию.

Мы думаем обращаться за помощью к предприятиям. Сейчас же корпоративная благотворительность в тренде, многие компании этим занимаются. Они могли бы иногда выделять транспорт из автопарков, возможно, там и микроавтобусы есть.

Об обучении и объединении

«В нашем деле чем организация крупнее, тем доверия к ней больше».

- Администрация Санкт-Петербурга тоже старается что-то сделать. У нас есть большое сообщество «Добровольцы Петербурга», есть «Добросайт», но есть еще десятки, если не сотни мелких фондов, которые нужно объединить в одну большую организацию.

К тому же помимо организации не решен вопрос с обучением волонтеров. Должны быть полноценные школы добровольцев, где бы рассказывали, как работать в команде, обращаться с детьми, пожилыми, больными. Такие школы есть, но их мало. Я вообще советую каждому такие курсы пройти. Всего три месяца, по вечерам в будние дни.

Некоторые простые ситуации тоже требуют разъяснения. Представьте, кто-то решил сделать подарок, - важно, чтоб человек понимал, что, если ты подаришь одному ребенку кроссовки за 5 тысяч рублей, то их вполне могут отобрать или испортить из зависти. Так неужели не лучше купить 5 пар по 1 тысяче рублей? 5 детей будут обуты на ту же сумму. Очевидно? А для многих дарителей - нет. Требуется памятка.

На самом деле я рада, что нынешнее молодое поколение - это люди, которые не только абстрактно хотят что-то делать, но уже конкретно знают, как организовать праздник, как помочь больному ребенку, подать заявку на грант и подобное. У них с головой все будет хорошо, а ведь они - наше будущее. Это то, что стоило бы преподавать в школе.

Даже разовое участие в волонтерской деятельности играет огромную роль в жизни человека. У него в голове что-то переворачивается.

О последствиях

«В Европе нормально увидеть инвалида на улице или в метро, а мы каждый раз шарахаемся и думаем: “О какой смелый, все-таки вылез!”».

- Даже разовое участие в волонтерской деятельности играет огромную роль в жизни человека. У него в голове что-то переворачивается. Вроде бы и мелочь сделал, просто съездил, а понял,что этот инвалид уже давно не мог на улицу выйти, на дискотеку для инвалидов всегда мечтал сходить. Потом волонтер смотрит на свою жизнь и думает: мол, чего мы переживаем, чего нам в жизни не хватает? Люди не встают с колясок, но они хотят жить, и борются, и выживают. Вот так в миг происходит переоценка ценностей.

Знаете, почему это становится откровением? Аж со времен Советского Союза все это пряталось от нас подальше. Детские дома заныканы подальше на окраины города, инвалиды сидят по квартирам, им просто не выйти. Вспомните наши лестницы в подъездах. Просто обществом это пока не принято, но ситуация явно улучшается.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Вадим, водитель на пенсии, 72 года Революция - двигатель прогресса?
Самое читаемое
Комментарии