Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.29
Евро 99.56
Юань 1.28

Путешествие Бренсона Деку

 Фото: Бренсон Деку Фото: Бренсон Деку Мы продолжаем рассказывать о фотографах Петербурга - Петрограда - Ленинграда. Относительно недавно общественность получила доступ к фото, сделанным одним американцем, приехавшим в Ленинград в 1931 году. Фотоработы его необычны, но и сам он как личность, несомненно, удивителен. Отправимся же в Ленинград начала 30-х годов ХХ века вместе с американским путешественником

 

 

Бренсон Деку родился в 1892 году, когда фотография как искусство и технология уже набрала силу. Будучи молодым человеком, студентом, он сделал свой первый известный фоторепортаж, посвященный Всемирной выставке 1915 года в Сан-Франциско, который принес своему автору значительный успех. После этого Бренсон Деку решил посвятить свою жизнь путешествиям и фотографии.

И тут необходимо сделать небольшое отступление: это сейчас фотография или видеозапись, выложенная в Сеть, становится за часы и иногда минуты популярной и известной тысячам и миллионам людей. Мы, благодаря интернету и СМИ, становимся неплохо информированными в том, что происходит на другом конце земли. Это сейчас туризм позволяет человеку узнавать, видеть своими глазами и делиться с друзьями впечатлениями о жизни на других континентах.  Поэтому достаточно трудно представить, как жил  среднестатистический человек конца XIX - начала ХХ века, насколько он был оторван от событий, происходящих в мире, насколько слабо представлял себе его разнообразие.

Будучи студентом, Деку сделал свой первый известный фоторепортаж, посвященный Всемирной выставке 1915 года в Сан-Франциско, который принес своему автору значительный успех

Бренсон Деку много где путешествовал, фотографировал, а потом выступал на родине с нетривиальными лекциями о своих вояжах. Его стереофото демонстрировались под музыку и сопровождались живым рассказом автора о  разворачивающихся перед зрителями событиях. Тем самым он, с одной стороны, занимался любимым делом, с другой - зарабатывал деньги, а с третьей - рассказывал людям о мире, его разнообразии, просвещал, выполнял ту функцию, которую взяли на себя сейчас телевидение, СМИ, интернет.

Картинка, которую показывал маэстро, должна была быть жизненной, привлекательной. Поэтому Деку раскрашивал свои негативы. Да, изображение становилось немного более ярким, чем в жизни, как сейчас на рекламных фото. Тут не было такой объективности, как на фото Прокудина-Горского. Но, так или иначе, внимание простых людей привлекалось к происходящему в мире, расширялся их кругозор.

А еще стоит сказать об авторской позиции. Приехав в молодое советское государство, Деку не имел ни малейшего намерения очернить или показать в дурном свете Страну Советов. Конечно, в первую очередь на фото памятники архитектуры. Но особый интерес Бренсон испытывал к жителям, простым людям, представителям всех слоев, всех социальных групп в разных жизненных ситуациях. И действительно, в его фотографиях Ленинград предстает несколько иным, не таким, как на снимках его современников - советских фотографов. Конечно, не обошлось без «открыточных видов»: Эрмитаж, Исаакий, Медный всадник, дворцы Петергофа и Царского Села - все это есть на работах американского фотографа. Но самый главный акцент - на людях. «Городские типы», как обычно характеризовались такие картинки в XVIII - XIX вв.

Что в это время интересует советских фотографов: индустриализация, социалистическое соревнование, машины, самолеты, гидроэлектростанции. Все новое, строящееся. Думается, и сам Деку, и его потенциальные слушатели на публичных лекциях такими снимками в Америке были уже достаточно сыты. А вот жизнь простого человека - то, что было действительно интересно жителям Америки, и то, что интересно сегодня нам с вами.  Ведь такая «история повседневности» ускользнула от ока фотоаппарата советских журналистов в силу как идеологических причин, так и в целом пренебрежительного к ней отношения в те времена.

Стереофото Бренсона Деку демонстрировались под музыку и сопровождались живым рассказом автора о  разворачивающихся перед зрителями событиях

Что же мы видим на старых, но ярких, иногда почти лубочно раскрашенных фотопластинках? Вот ведунья в Царском селе гадает своему клиенту, вот дерутся мужики в очереди за водкой к магазину «Главспирт» на Невском. Вот на Елагином острове гуляют горожане, вот концерт, вот танцы. Масса детей с родителями, мамами, бабушками. Особая история - детский приют для беспризорных прямо в Елагином дворце, в помпезных интерьерах. А еще лица. Крестьянские. Крестьянская одежда. Вот они -  новые горожане. Те, кто приехал в город, сменив прежнее поколение. Те, для кого слова «петербуржский», «петербуржец» ругательные. Они лишь недавно оторвались от традиционного деревенского уклада и еще не привыкли к городскому. Но, глядя на эти фото, с ужасом понимаешь, как мало у них впереди спокойного, мирного времени. Через десять лет многие из них станут на защиту города, будут погибать от пуль, снарядов, голода и чувствовать при этом себя уже совершенно ленинградцами. А пока они с невероятным любопытством вглядываются в незнакомого долговязого иностранца в костюме и с диковинным аппаратом, окружают его толпой, улыбаются и кажутся совершенно безмятежными.  

     

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Никита Евгеньевич, артист-кукловод, 28 лет Как вы оцениваете уровень своего образования?
Самое читаемое
Комментарии