Голодное веселье (массовые праздники революционного Петрограда)
Уникальность послереволюционного времени в Петрограде прежде всего в общем настрое, несколько карнавальном, но глубоко связанным с творчеством. Одновременно это была попытка власти объяснить простым и доступным языком образов и лозунгов свою политику, сагитировать жителей города, заставить их принять новые идеалы и ценности. К этой деятельности были привлечены очень яркие представители искусства, многие из которых поддержали Октябрьский переворот. Через несколько лет новое искусство угасло под давлением формировавшейся сталинской системы, породившей лживый и лощеный социалистический реализм. Однако именно русский авангард, веселая и голодная вакханалия, вошла во все учебники по истории культуры, стала основой для новой эстетики в архитектуре и художественной культуре не только и не столько нашей страны, но мира.
Искусство стало «выплескиваться» на улицы и площади еще до октябрьских событий, после Февральской революции
Искусство стало «выплескиваться» на улицы и площади еще до октябрьских событий, после Февральской революции: праздники, демонстрации, похороны жертв (особая история). А уж после Октябрьской все развернулось с новой силой. Искусствовед Яков Тугендхольд писал: «То были годы подлинной бури и натиска… художественная молодежь, еще вчера отверженная и безработная, вышла из подполья, очутилась на гребне волны, получила в свое полное распоряжение улицы и площади городов. То были годы, когда перед нашим искусством, еще вчера келейным и комнатным, взвилась гордая и смелая мечта преобразить самый лик жизни, прыгнуть в будущее, в царство Коммуны… То были годы, когда вопреки блокаде, нищете и голоду казалось, что искусство тотчас же сможет приступить к созданию новой среды, новой жизненной обстановки, к новому оформлению всего быта».
Первым новым праздником стало 1 мая 1918 года. Тогда город впервые украсили в революционном стиле. В воспоминаниях современников есть история сбора для декорации сохранившейся еще с царских времен материи, в основном красной. Петроград был украшен флагами, памятники царям закрыты полосами красной ткани. Меньше всего повезло Александру III на Знаменской площади (Восстания). Сложилась традиция на каждую важную дату то превращать его в трибуну, то «сажать в клетку». Так продолжалось до снятия памятника.
С первого года существования молодого государства стала складываться новая череда праздников. Уже первая годовщина Октябрьской революции отмечалась очень широко. Комиссариат просвещения поставил задачу: создать атмосферу для «повторного переживания массами революционного порыва». Ее воплощали около двухсот ведущих художников, включая Бориса Кустодиева, Кузьму Петрова-Водкина, Мстислава Добужинского. По городу были расставлены деревянные триумфальные арки. Сохранилось изображение арки перед Смольным собором, с дымящимся жертвенником наверху.
Грань между актерами и простыми зрителями размывалась, и люди включались в сам процесс постановки
Демонстрации, сожжения чучел, митинги не исчерпывали весь арсенал новых форм искусства на площадях. Отдельная история – массовые театральные действия в городе, обычно также привязанные к годовщинам и праздникам. Впервые город начинает выступать в качестве удивительной декорации к грандиозным (хоть и не всегда понятным простым жителям) спектаклям. «Свержение самодержавия», «Действо о III Интернационале», «Красный год», «Кровавое воскресенье» – такими были первые массовые мистерии в Петрограде. Они сочетали в себе элементы классической театральной школы и фрагменты парадов, манифестаций, митингов. Грань между актерами и простыми зрителями размывалась, и люди включались в сам процесс постановки.
Особенный след в истории оставило представление «Мистерия освобожденного труда», проводившееся перед зданием Биржи на стрелке Васильевского острова: две тысячи участников, декорации известных авторов, хор. И все это без телевидения и больших экранов. Можно представить, как воспринималась постановка простым горожанином, стоящим в толпе у ростральных колонн. Общий настрой был настолько революционен, что когда свободные народы на сцене победили зло и воссоединились, публика прорвала ограждения и присоединилась к актерам в пении Интернационала.
Период развития революционного искусства нельзя назвать абсолютно свободным. Партия по возможности зорко следила за содержанием работы и проводила политику по воспитанию нового человека. Однако привлечение молодых художников, также проникшихся духом революции, опора на новые направления в искусстве дали свои плоды. Русский авангард давно стал одной из важных глав мирового искусства. А Петроград-Ленинград был тем пространством, где росла и развивалась новая художественная мысль.
День просвещения в Ленинграде в 1925 г.
Представление у здания Биржи на стрелке Васильевского острова
- В Петербурге строителей увольняют, а служители муз и масс-медиа готовы переехать в Крым или США
- Патриарх Кирилл увидел признаки скорого конца света
- Главный синоптик Петербурга пообещал 7 ноября погоду «как 100 лет назад»
- Нижегородские художники-мэпперы захватили «Аврору» и устроили локальную революцию
- Любители искусства сегодня в Выборге смогут увидеть картину Ван Дейка «Апостол Петр»