Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.44
Евро 99.58
Юань 1.29

Голодное веселье (массовые праздники революционного Петрограда)

 Представление «Мистерия освобожденного труда» Представление «Мистерия освобожденного труда» Когда случилась Великая французская революция, на месте Бастилии поставили табличку: «Здесь танцуют». Когда случилась Парижская коммуна, участники и наблюдатели потом вспоминали тот удивительный «дух веселья» страдавшего от голода, находившегося в осаде города. В Петрограде все было очень похоже.

Уникальность послереволюционного времени в Петрограде прежде всего в общем настрое, несколько карнавальном, но глубоко связанным с творчеством. Одновременно это была попытка власти объяснить простым и доступным языком образов и лозунгов свою политику, сагитировать жителей города, заставить их принять новые идеалы и ценности. К этой деятельности были привлечены очень яркие представители искусства, многие из которых поддержали Октябрьский переворот. Через несколько лет новое искусство угасло под давлением формировавшейся сталинской системы, породившей лживый и лощеный социалистический реализм. Однако именно русский авангард, веселая и голодная вакханалия, вошла во все учебники по истории культуры, стала основой для новой эстетики в архитектуре и художественной культуре не только и не столько нашей страны, но мира.

Искусство стало «выплескиваться» на улицы и площади еще до октябрьских событий, после Февральской революции

Искусство стало «выплескиваться» на улицы и площади еще до октябрьских событий, после Февральской революции: праздники, демонстрации, похороны жертв (особая история). А уж после Октябрьской все развернулось с новой силой. Искусствовед Яков Тугендхольд писал: «То были годы подлинной бури и натиска… художественная молодежь, еще вчера отверженная и безработная, вышла из подполья, очутилась на гребне волны, получила в свое полное распоряжение улицы и площади городов. То были годы, когда перед нашим искусством, еще вчера келейным и комнатным, взвилась гордая и смелая мечта преобразить самый лик жизни, прыгнуть в будущее, в царство Коммуны… То были годы, когда вопреки блокаде, нищете и голоду казалось, что искусство тотчас же сможет приступить к созданию новой среды, новой жизненной обстановки, к новому оформлению всего быта».

Первым новым праздником стало 1 мая 1918 года. Тогда город впервые украсили в революционном стиле. В воспоминаниях современников есть история сбора для декорации сохранившейся еще с царских времен материи, в основном красной. Петроград был украшен флагами, памятники царям закрыты полосами красной ткани. Меньше всего повезло Александру III на Знаменской площади (Восстания). Сложилась традиция на каждую важную дату то превращать его в трибуну, то «сажать в клетку». Так продолжалось до снятия памятника.

С первого года существования молодого государства стала складываться новая череда праздников. Уже первая годовщина Октябрьской революции отмечалась очень широко. Комиссариат просвещения поставил задачу: создать атмосферу для «повторного переживания массами революционного порыва». Ее воплощали около двухсот ведущих художников, включая Бориса Кустодиева, Кузьму Петрова-Водкина, Мстислава Добужинского. По городу были расставлены деревянные триумфальные арки. Сохранилось изображение арки перед Смольным собором, с дымящимся жертвенником наверху.

Грань между актерами и простыми зрителями размывалась, и люди включались в сам процесс постановки

Демонстрации, сожжения чучел, митинги не исчерпывали весь арсенал новых форм искусства на площадях. Отдельная история – массовые театральные действия в городе, обычно также привязанные к годовщинам и праздникам. Впервые город начинает выступать в качестве удивительной декорации к грандиозным (хоть и не всегда понятным простым жителям) спектаклям. «Свержение самодержавия», «Действо о III Интернационале», «Красный год», «Кровавое воскресенье» – такими были первые массовые мистерии в Петрограде. Они сочетали в себе элементы классической театральной школы и фрагменты парадов, манифестаций, митингов. Грань между актерами и простыми зрителями размывалась, и люди включались в сам процесс постановки.

Особенный след в истории оставило представление «Мистерия освобожденного труда», проводившееся перед зданием Биржи на стрелке Васильевского острова: две тысячи участников, декорации известных авторов, хор. И все это без телевидения и больших экранов. Можно представить, как воспринималась постановка простым горожанином, стоящим в толпе у ростральных колонн. Общий настрой был настолько революционен, что когда свободные народы на сцене победили зло и воссоединились, публика прорвала ограждения и присоединилась к актерам в пении Интернационала.

Период развития революционного искусства нельзя назвать абсолютно свободным. Партия по возможности зорко следила за содержанием работы и проводила политику по воспитанию нового человека. Однако привлечение молодых художников, также проникшихся духом революции, опора на новые направления в искусстве дали свои плоды. Русский авангард давно стал одной из важных глав мирового искусства. А Петроград-Ленинград был тем пространством, где росла и развивалась новая художественная мысль.

День просвещения в Ленинграде в 1925 г.

Представление у здания Биржи на стрелке Васильевского острова

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Анастасия, бухгалтер, 25 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии