Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.44
Евро 99.58
Юань 1.29

Налоговое бремя может потяжелеть

 Несмотря на заявленную правительством РФ политику сохранения налоговой нагрузки на бизнес и население, российские власти обсуждают варианты увеличения налогов

О том, что чиновники рассматривают возможность введения непростых и непопулярных решений, заявил в начале июля глава Минфина Антон Силуанов. Причина кроется в том, что значительные обязательства правительства в виде расходов на оборону, повышения зарплат и увеличения пенсионных выплат требуют соответствующей доходной части, а поступления в бюджет в последнее время не увеличиваются.

Среди рассматриваемых вариантов: введение с 2015 года регионального налога с продаж, повышение с 2016 года ставки взносов в фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) для получателей высоких зарплат, увеличение ставок налога на прибыль, НДС и НДФЛ.

НАИМЕНЬШЕЕ ИЗ ЗОЛ

Центр макроэкономических исследований (ЦМИ) «Сбербанка России» 29 июля выпустил обзор «Повышение налогов: сравнение альтернатив».

Авторы исследования отмечают, что растущий дефицит региональных бюджетов и проблемы с его финансированием заставляют власти искать дополнительные доходы. При этом каждый из вариантов повышения налогов, рассматриваемых министерством финансов и правительством, имеет дополнительные (негативные) последствия для экономики.

Возвращение ставки налога на прибыль на докризисный уровень может снизить частные инвестиции и рост ВВП. Повышение НДС, как и введение налога с продаж, может вызвать скачок цен, падение розничных продаж и снижение темпов роста ВВП.

Отмена потолка зарплат для начисления взносов в ФОМС может привести к тому, что часть начисляемых зарплат уйдет в тень, возникнут потери в НДФЛ и социальных взносах.

По мнению специалистов ЦМИ Сбербанка, на нынешнем этапе развития российской экономики рост налоговой нагрузки окажет однозначный негативный эффект на деловую

активность и инвестиционный климат.

Одним из вариантов решения проблемы наполняемости бюджета могло бы стать повышение эффективности расходования. Однако эта мера требует скорее постепенной, чем быстрой реализации, поэтому не совсем применима в сложившихся геополитических и экономических условиях.

Второе очевидное решение проблемы – наращивание государственного долга. Благо текущий уровень (9,3% от ВВП) предоставляет некоторую свободу для маневра, отмечают авторы обзора.

С точки зрения сотрудников ЦМИ «Сбербанка России», повышение налоговой нагрузки – это крайняя мера, рассчитанная на длительность периода «тощих лет» впереди. Из всех рассматриваемых правительством вариантов наименее травматичный для экономики – повышение ставки НДС.

По данным экспертов, другие меры означают повышение нагрузки на работодателей, которая в России и так довольно высока – 51%, тогда как в Германии – 49%, США – 46%, Великобритании – 34%.

ЕСТЬ НАД ЧЕМ ПОДУМАТЬ

Бывший министр финансов России Алексей Кудрин считает, что налоги на бизнес сейчас поднимать нельзя. Нужно следовать обещаниям правительства, которое говорило о том, что повышения налогового бремени не будет. «Сейчас у нас стагнация, повышение налогов уменьшит экономический рост», – заявил политик на своем сайте.

При этом Алексей Кудрин считает, что бизнесу, наоборот, нужна поддержка. Причем не через государственные субсидии, доступ к которым «очень неравноправный, селективный и коррупционный», а через налоги. «Я сегодня за то, чтобы не снижать их существенно, но и не поднимать. Если сложно, давайте хотя бы остановимся на том, чтобы их не поднимать. Я против подъема НДС, я против введения снова налога с продаж», – заявил Алексей Кудрин.

В «Центре развития» НИУ ВШЭ отмечают, что налоговая нагрузка в России за 2011 год – ближайшие показатели доступны только за этот период – была выше средних показателей ОЭСР и сравнима с налоговой нагрузкой ряда стран Западной и Центральной Европы (Чехией, Германией, Исландией, Словенией, Великобританией). В некоторых развитых европейских странах, в особенности скандинавских, налоговая нагрузка заметно выше, чем в России. В странах Восточной и Южной Европы (Польше, Испании, Португалии) она ниже. Наконец, в странах Тихоокеанского региона и странах ОЭСР она заметно ниже, говорится в обзоре «Комментарии о государстве и бизнесе» за 12-25 июля 2014 года.

Старший научный сотрудник «Центра развития» НИУ ВШЭ Андрей Чернявский неоднозначно относится к планам Минфина по повышению налогов. По его мнению, с одной стороны, повышение налогов ведет к замедлению темпов роста, и заодно к снижению конкурентоспособности экономики. С другой стороны, это позволяет сократить бюджетный дефицит, увеличить расходы, или, по крайней мере, не заниматься нудным и неперспективным повышением эффективности расходов. «Нашей конкурентоспособности в свете международных санкций вообще мало что угрожает. В общем, есть над чем подумать», – заключает эксперт

 

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Александр Луконин, историк-краевед, 35 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии