Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.51
Евро 98.91
Юань 1.27

Искусство для взрослых

 Денис Тарасов/OK-inform Денис Тарасов/OK-inform Когда открывается галерея, обещающая осветить тему эротики в творчестве, доверяешь не сразу (а вдруг это очередной секс-шоп, прикидывающийся модным местом?), но все равно идешь (а вдруг нет?). Новая «АртЭрия» порадовала работами популярных и талантливых фотографов: Алексея Кривцова и Игоря Смольникова, – а картины и цитаты художника-хулигана Всеволода Салищева добавили юмора и пикантности.

В новом выставочном пространстве «АртЭрия» на Васильевском острове собраны работы и арт-объекты художников, фотографов, скульпторов, графиков и писателей, объединенные темой «эротика». Правда, кого нынче ею удивишь? Как и слово «секс», определение «эротика» уже давно стало рекламным атрибутом, удачным ходом, который позволяет привлечь больше слушателей, зрителей, посетителей. Наверное, поэтому кто-то из гостей на мой вопрос ответил вопросом «А вы что вкладываете в понятие эротика?», пытаясь уличить меня то ли в морализаторстве, то ли в недостаточной просвещенности, то ли в нездоровом интересе.

Однако интерес у всех гостей был, в общем-то, один и очень здоровый – интерес к прекрасному. Обнаженные женщины и мужчины уже несколько веков смотрят с полотен великих мастеров, фотограф Ман Рэй еще в начале ХХ столетия начал снимать тело – аккуратно и лаконично, частями и намеками. Гомоэротичекие съемки – визитная карточка еще одного видного фотографа ХХ века – Роберта Мэпплторпа. А в 1960-х зажглась звезда несравненного Хельмута Ньютона – гуру эротической фотографии. Эпоха гламура принесла новые имена: на сцену вышли Дэвид Лашапель и Марио Тестино.

Разговоры на тему эротики в мире искусства не замолкали никогда. Обсуждали язык тела и в «АртЭрии». Игорь Смольников, один из самых известных фотографов Петербурга, давно снимающий для Cosmopolitan и Elle, пожаловался, что сейчас жанру ню не хватает… мысли и идей. «Одинаковые женщины, одинаковые позы. Над каждой фотографией нужно работать, продумывать сюжет. Красивой женщины недостаточно. Можно взять сногсшибательную модель, у которой в глазах не будет искры, – и фотография получится скучной. А можно взять не самую красивую девушку, которая умеет играть. В этом случае я всегда выбираю второй вариант», – рассказал Смольников. Он не лукавит, говоря об игре. За его спиной висит снимок обнаженной женщины в сапогах без каблуков и маске Микки-Мауса. Маску и сапоги делали по эскизу фотографа. Такие вот игрушки для взрослых.

Еще один автор без преувеличения выдающихся снимков – Алексей Кривцов – рассуждает об образе современной женщины на снимках и о современной фотографии в целом. Кривцов – фотохудожник, его работы не раз побеждали на престижных фотоконкурсах в России и за рубежом. В «АртЭрии» выставлены его игривые и нежные снимки с молочными каплями и обнимающими друг друга танцорами. Алексей Кривцов часто снимает спортсменов, поэтому как никто другой знает, насколько красивым, доведенным до совершенства может быть тело. Не запечатлеть балерину, силуэт которой угадывается в прозрачной пачке, не снять рельефные мускулы атлета – почти преступление перед искусством. «Фотография не должна рассказывать все, – говорит Алексей, стоя рядом со снимком девушки, которая затягивает на подруге корсет. – Она должна рождать эмоции, заставлять размышлять и оставлять чувство недосказанности».

В отличие от коллег по цеху, эксцентричный художник Всеволод Салищев, чьи работы выставлены в одном из залов, бесконечно шутит на тему эротики, не испытывая пиетета перед деликатной темой. Он подробно объясняет, что бабочка вовсе и не бабочка, а целующие фаллос женщины. Салищев называет себя художником-эротистом, а свое творчество определяет как панэротизм. На вопрос, если у него картины «о другом», художник не задумываясь говорит, что нет, и с улыбкой рассказывает: «Как-то бабушка попросила нарисовать кораблик. Я нарисовал, но пристроил к нему губастое облачко и два характерно надутых буруна». Десятки выставок, сотни работ в частных коллекциях по всему миру – у шутника Салищева внушительный послужной список и слушать его – редкое удовольствие. Смотреть на картины – удовольствие еще большее. Для людей с открытым сознанием, само собой.

Другие авторы «АртЭрии» не менее интересны и своеобразны. Гости – богемны и веселы. Идейный вдохновитель и директор галереи Александр Федоров рассказывает, что подготовка к открытию заняла три месяца. За это время маленький грязный подвал превратился аккуратно разделенные залы с зеркальными и красными стенами, на которых красуются фотографии и картины с «намеками, вздохами, взглядами». По примеру всех уважающих себя музеев и галерей здесь планируют организовывать не только выставки, но и творческие вечера, мастер-классы и квартирники. Авторы идеи собираются искать и открывать новые таланты, сотрудничать с профессионалами. Пространство ориентировано на молодую публику, которая должна находить прекрасное, не ориентируясь на беспорядочный интернет-контент. Задумка хорошая и в свете последних тенденций в законодательстве и общественных настроений смелая. Ценителям прекрасного стоит заглянуть в «АртЭрию» по пути из Эрмитажа в Эрарту. Расположение на Большом проспекте оставляет место для подобного маневра, а запреты – пространство для фантазии.

 

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Кирилл, бухгалтер, 30 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии