Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Страна водителей-теоретиков

 Фото: Валентин Беликов/OK-inform Фото: Валентин Беликов/OK-inform Хотя скоро год, как появилась новая «мопедная» категория водительских удостоверений (М), получить соответствующие права до сих пор невозможно. 11 августа наконец-то вступает в силу новая методика обучения водителей. Закон не только ввел скутеристов в правовое поле, но и несколько изменил общие правила игры. Но фундаментальные проблемы остались

Что касается мопеда, то получить водительское удостоверение для управления им можно будет с 16 лет, вот только вряд ли на то будет много желающих. Дело в том, что им придется прослушать 100 часов теории и отъездить 18 часов практических занятий. Какой смысл в этом, если можно потратить чуть больше времени и получить полноценную мотоциклетную категорию «А»? 

Придется прослушать 100 часов теории и отъездить 18 часов практических занятий.

Выходит, что хотели как лучше, а получилось как всегда. Изначально введение прав для скутеристов нужно было для того, чтобы иметь возможность хоть как-то справляться с нарушителями. Многие специально покупали мопед для того, чтобы ездить пьяными, так как отобрать права было невозможно - ввиду их отсутствия. Чтобы пресечь этот правовой нигилизм, достаточно было ввести один теоретический экзамен с возможностью самоподготовки.

А так получается, что молодым парням проще рисковать попасться в руки ДПС и ездить без прав, чем проходить столь серьезные испытания, сравнимые с получением «нормальных» удостоверений. Кроме того: если в программу обучения скутеристов включено аж 18 часов практики, значит, в ГИБДД считают, что для управления тихоходным мопедом нужны специальные навыки? А почему тогда категорию «М» автоматически получают все водители легковушек, большинство из которых на мопеде ни разу в жизни не сидели?

Еще, как мне кажется, ГИБДД должны выпустить разъяснение для граждан, что будет с теми, кто осмелится-таки сесть на скутер без прав. Мопед регистрации не подлежит, номеров у него нет, поэтому снимать нечего. Значит, их будут увозить на штрафстоянку? И кто тогда сможет забрать его оттуда, если регистрационных документов, подтверждающих право собственности, не существует в природе? Если не будет четкого алгоритма, то у инспекторов ДПС появится широкий простор для маневра, который можно при желании использовать в корыстных целях.

Регламент обучения на легковую категорию «В» изменился мало. Вместо прежних обязательных 156 часов положено будет отучиться все 190.

Регламент обучения на легковую категорию «В» изменился мало. Вместо прежних обязательных 156 часов положено будет отучиться все 190. То есть высидеть 130 академических (по 45 минут) часов на лекциях по теоретическим дисциплинам и накатать 56 астрономических (по 60 минут) часов практических занятий.

Очень грустно, что в России постоянно реформируется система водительского образования, но вместо качества повышается сложность и длительность. Впрочем, винить в этом ГИБДД я бы не спешил - это сомнительная заслуга Министерства образования. Спросите у студентов: сейчас в учебном плане любого вуза есть с десяток предметов, поставленных туда «для галочки». И обучаемые, и преподаватели понимают, что это никому не нужно, но план есть план.

Так и в автошколе. 130 часов теории - это не просто много, а непозволительно много. Нигде в мире водителей не заставляют так долго сидеть на лекциях. В Германии, например, есть достаточно короткий курс безопасности вождения и практический (что важно!) курс оказания медицинской помощи на дорогах, проводимый совместно с «Красным крестом». У нас вместо этого - сплошная «начитка». Причем помимо разбора ПДД лекторы зачем-то рассказывают о правилах оформления путевых листов, основах организации перевозок и способах выхода из конфликтных ситуаций на дороге. Знаю по себе и по своим друзьям-знакомым: слушать эти лекции очень трудно, особенно когда отчетливо осознаешь бесполезность происходящего.

Практические занятия в наших автошколах тоже проходят в несколько странном с точки зрения здравого смысла режиме. Выпускники не знают ничего о том, как безопасно проходить крутые повороты на скорости более 80 километров в час и как правильно тормозить на льду. А все потому, что их учат не ездить в городе и за городом, а сдавать экзамены. Занятия обычно происходят на скоростях около 40-50 км/ч, зачастую на полупустых улицах.

В наших автошколах учат не ездить в городе и за городом, а сдавать экзамены. 

В Германии по времени занятия идут примерно столько же, вот только содержание курса разительно отличается. В него входят поездки по автомагистралям (где в России учебная езда запрещена), за городом, а также обязательно в местах, где регулярно происходят ДТП. Людям объясняют, почему случаются аварии и как нужно себя вести, чтобы этого не допустить.

У нас положительный опыт развитых стран отчего-то перенимать не спешат. И с новым регламентом обучения Россия так и останется страной водителей-теоретиков, которые почему-то продолжают с завидной регулярностью биться на дорогах.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Константин, студент ИТМО, 17 лет Революция - двигатель прогресса?
Самое читаемое
Комментарии