Теория относительности
Живя внутри исторического процесса, внутри меняющегося общества, мы тем не менее всегда опираемся на некоторые константы. И нам кажется, что эти явления, понятия были всегда такими, каким мы воспринимаем их теперь. Мы как бы проецируем настоящее в прошлое. Но когда начинаешь разбираться, сравнивать, изучать и собственную историю, и историю других сообществ: государств, стран, народов - приходишь к неожиданному выводу. Все немножко не так, как кажется.
Живя внутри исторического процесса, мы тем не менее всегда опираемся на некоторые константы. И нам кажется, что эти явления, понятия были всегда такими.
Рассмотреть эту ситуацию легче всего на примере этнической истории. Потому, пожалуй, что число весьма странных и далеких от жизни теорий и идей на этой почве зашкаливает. Русская традиционная культура была очень яркой, живой, интересной. Собранные в XIX веке материалы открывают нам мощный пласт культуры: песни, праздники, костюмы, ремесла, обычаи, переплетение языческих и христианских мотивов и традиций. Можно ли ее изучать и гордиться? Можно и нужно. Однако многие люди, увлекающиеся историей выводят ее из глубины тысячелетий, чуть ли не от индоарийских корней. Есть ли какие-то основания утверждать, что такая прямая связь есть? Переклички в фольклоре, языке совершенно не дают оснований делать вывод о древности происхождения народа. История показывает массу примеров, когда этнический состав менялся, а традиции оставались. Ну, например, народы, захватывающие Китай, через несколько сот лет становились совершенно китайцами, кем бы они ни были ранее. Стоит ли, оглядываясь на тысячелетнюю историю культурных контактов, сложного взаимодействия и взаимовлияния, переживать насчет антирусской истерики в прибалтийских странах? Стоит ли беспокоиться, если самое популярное мужское имя в Эстонии для новорожденных - Иван? Истерика пройдет, а культурное влияние останется.
Также относительны и представления о происхождении народа. Опора на традиции Киевской Руси выглядит не всегда очень уверенно. Ведь, например, украинский и белорусский народы, несмотря на польское влияние, в языке и традициях сохранили от Древней Руси значительно больше, чем русский народ. А вот роль финно-угорского элемента в формировании русской нации совершенно недооценена.
На что же тогда опираться человеку, интересующемуся историей или общественным развитием, если научные работы сложны и недоступны? Простым решением вопроса может стать обращение к вузовскому учебнику.
Да, к вопросу о белорусах. Либеральные белорусские историки возводят свой народ к «литвинам». Но такой прямой связи установить невозможно. Еще в XIX веке большинство жителей современной Белоруссии себя как отдельную национальность не выделяли. Они скорее привязывали себя к территории проживания, чем к определенной нации. Им это было неважно. Место, откуда родом, важно, религия - важно, а национальность - даже в анкетах переписи затрудняются ответить. Уж не говоря про то, что «белорусцами» в документах XVI века называют жителей совсем другой территории - окрестностей Смоленска.
Само понятие «нация», кажущееся нам столь ясным и постоянным, в действительности появилось в Новое время. Трудно себе представить - но деление на племена, народы, языки было, а нация и национализм - отсутствовали. В той же Франции, где нация как понятие созрела первой в Европе, долгое время жители Бургундии не хотели считать себя французами и подчиняться королю. Они даже воевали на стороне Англии в Столетней войне. А в самой Англии знать говорила на французском и с отвращением взирала на все английское.
На что же тогда опираться обычному человеку, интересующемуся, например, историей или общественным развитием, если научные работы сложны и недоступны? Простым решением вопроса может стать обращение к вузовскому учебнику по интересующей дисциплине или разделу истории, а вслед за этим - к списку литературы по заинтересовавшим темам из того же учебника. Над ним обычно работает группа авторов со своими личными взглядами на историю, хоть и объединенных, как правило, общей научной школой.
Одной из черт современного этапа развития нашего общества несомненно является рост интереса к прошлому, к истории своей страны. Очень хочется, чтобы этот интерес опирался не на мифологические представления, а на научные знания.
- ЕГЭ по истории может стать обязательным для всех школьников
- Много шума из ничего: на экранах - «Матильда» Алексея Учителя
- Путин рассказал, кто является главным творцом истории России
- Иностранные студенты примут участие в квесте «Как в Петербурге»
- У входа в Новгородский кремль появился памятный знак Всемирного наследия