Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.44
Евро 99.58
Юань 1.29

Закрытие транссибирского воздушного коридора - удар по Европе и бонус Азии

 Фото: https://ru.wikipedia.org Фото: https://ru.wikipedia.org Эксперты в области авиации считают, что ожидаемое закрытие транссибирского воздушного коридора для европейских перевозчиков - мера экстраординарная, но возможная. В таком случае европейцы будут поставлены в заведомо худшие условия в сравнении с азиатскими конкурентами

Возможность закрытия транссибирского воздушного коридора для ряда крупнейших европейских авиаперевозчиков - Lufthansa, British Airways, Air France - сейчас активно обсуждается и в профессиональных, и в правительственных кругах. Дмитрий Песков и Наталья Тимакова, пресс-секретари российских лидеров - Владимира Путина и Дмитрия Медведева, однако, заявили, что в правительство подобных предложений от профильных министерств не поступало. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сыронизировал, что не следует уподобляться американцам и европейцам, лишая самих себя приличной прибыли.

Не следует уподобляться американцам и европейцам, лишая самих себя приличной прибыли

«Речь идет о хороших доходах, - заявил Песков. - Нужно все за и против принимать во внимание, дабы не уподобляться американцам и европейцам, фактически ударяя себя молотком по голове».

Об этих мерах в качестве ответных санкций начали рассуждать после истории с «Добролетом». По данным «Ведомостей», остановка «Добролета» и штрафы, которые наложила Украина на российские авиакомпании за полеты в Крым (около 8,6 млн долларов), «требуют ответа». В данный момент ведутся консультации о действиях России на уровне Минтранса и МИДа, утверждают «Ведомости».

Напомним, европейские авиакомпании еще с конца 1960-х годов стремились сократить расстояния своих перелетов и, следовательно, сэкономить время и деньги, договорившись с СССР о возможности летать над его территорией по транссибирскому воздушному коридору. Такое право было закреплено в двухсторонних соглашениях в 1970-х годах. Главное и в ту пору единственное авиапредприятие страны - «Аэрофлот» - стало бенефициаром этой сделки.

Сумма роялти никогда не называлась, но, по словам источников, близких к совету директоров «Аэрофлота», компания может получать до 300 млн долларов в год. По данным газеты «Ведомости», в 2012 году «Аэрофлот» вернул в бюджет 30 млн долларов от полученных роялти, а остальные 170 млн оставил себе. Для сравнения: чистая прибыль перевозчика, с которой платятся дивиденды, в том же году составила 166 млн долларов.

«Закрытие транссибирского воздушного коридора для европейских компаний - это настолько сильнодействующее лекарство и настолько экстраординарные меры, что, если их вводить только как санкции в ответ на „Добролет“, это явный перебор, - прокомментировал ситуацию ОК-inform главный редактор отраслевого агентства «Авиапорт», участник экспертных советов и фокусных групп Минтранса РФ и Минэкономразвития РФ Олег Пантелеев. - Но это может быть реалистичным, если Запад применит санкции против всех российских авиационных компаний и эти санкции поставят под угрозу все полеты. То есть если ЕС парализует всю российскую авиацию, то ответные санкции придется вводить».

Если ЕС парализует всю российскую авиацию, то ответные санкции придется вводить

На вопрос, чем это может обернуться для западных компаний, авиаэксперт ответил: «Надо понимать, что в среднесрочной перспективе основные пути будут идти по линии Европа - Азия. И если европейские компании будут испытывать ограничения, то они будут поставлены в заведомо неконкурентоспособные условия перед азиатскими. Для них это будет потерей одного из крупнейших рынков».

Вместе с тем некоторые эксперты считают, что попытка России таким образом «показать зубы» может быть достаточно эффективной.

«Да, мы (точнее, „Аэрофлот“) потеряем огромные деньги. Но из двух зол надо выбирать то, которое сулит выгоду в перспективе. Экономика должна объединяться, иначе санкции нас добьют. Запад должен понять, что мы готовы идти до победного и готовы ради этого поступиться прибылями», - считает экономист Дмитрий Гараничев.

Главный редактор «Авиапорта» Олег Пантелеев убежден, что те 2000 лишних километров, которые придется облетать западным компаниям в случае закрытия коридора, - это только верхушка айсберга.

«Главная проблема в том, что одна сторона будет летать по короткому воздушному коридору, а другая - по длинному. Очевидно, что эта значительная потеря части рынка. В годовом исчислении может идти речь о десятках тысяч полетов».

Запад должен понять, что мы готовы идти до победного и готовы ради этого поступиться прибылями

По словам экспертов, удлинение маршрутов - это огромные затраты на топливо, технику, оплату труда персонала.

Вместе с тем Олег Пантелеев считает, что все это к авиации не имеет никакого отношения.

«Тут вопрос в том, насколько далеко зайдут политики. Я не берусь это обсуждать».

Специалисты советуют в пылу взаимных претензий и обоюдоострых санкций все-таки помнить, что ровно 100 лет назад мир всего за три недели перешел от политических дискуссий и дипломатической корректности к Первой мировой войне.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Леха, студент, 19 лет Как вы оцениваете уровень своего образования?
Самое читаемое
Комментарии