Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.44
Евро 99.58
Юань 1.29

Украинским врачам помогают всем миром

 Фото: Павел Волков/OK-inform Фото: Павел Волков/OK-inform Десятки беженцев с Юго-Востока Украины - люди с высшим или средним медицинским образованием - вынужденно оказались без дома и без работы. Их принимает российская провинция, а вот двум столицам медики, оказывается, не нужны

Настя Кубышкина будет лечить российских детей

Анастасия Кубышкина в июне 2014 года получила диплом об окончании Донецкого медицинского университета и практически сразу вынуждена была бежать с родного Донбасса: ее родной Шахтерск бомбят, работы нет, а волею судьбы мама, папа и младший брат оказались в Санкт-Петербурге. Так случилось, что в огромной очереди отдела УФМС, занимающегося беженцами с Украины, мы и познакомились с Натальей, мамой Насти. Наталья рассказала, что ее дочка вот-вот приедет с Украины, потому что там оставаться невозможно. И спросила, как можно устроиться на работу врачом и поступить в интернатуру в Петербурге.

За месяц этот вопрос решить так и не удалось. Нет, врачи Петербургу и Ленобласти очень нужны. Умницу и отличницу Настю готовы были взять на работу ряд городских и областных больниц. Но все упиралось в невозможность доучиться: гражданку Украины не мог принять в интернатуру ни один петербургский медицинский институт, а без интернатуры врач - как бы «недоврач».

OK-inform обращался в комитет по науке и высшей школе, узнавал, как решается вопрос с молодыми специалистами - беженцами с Украины. Везде разводили руками: нет законодательной базы, нет документов, нет никаких правовых оснований. Инженеров, строителей или даже актеров пристроить можно, а вот медиков, о нехватке которых твердят на каждом шагу, - нельзя!

И вот сейчас пришла радостная весть: Настя Кубышкина поступила в интернатуру в Ивановскую медицинскую академию. Более того: ее уже взяли на работу в качестве врача-интерна в районную больницу города Петушки, прославленного Веничкой Ерофеевым. За учебу заплатит больница, а замечательный главный врач петушинской райбольницы Евгений Тяпкин уже выделил молодому доктору отдельную квартиру!

История, почти похожая на сказку со счастливым концом. Однако оказалось, что добрый доктор Тяпкин таким образом приютил не одну Настю Кубышкину, а 12 украинских беженцев!

Доктор Тяпкин, врач и человек

Я связалась с главврачом Петушинской районной больницы. И вот что рассказал Евгений Владимирович: «Да, помогли. К нам приехали всего 12 человек, если считать вместе с семьями. В больнице уже работают Анастасия Кубышкина - она педиатр. Работают медсестра в реанимации, врач-терапевт на участке, врач-биолог - в лаборатории и еще два фельдшера вот-вот должны получить документы, подтверждающие квалификацию», - рассказывает Евгений Тяпкин. 

Доктор не скрывает, что петушинская райбольница, находящаяся на границе Московской и Владимирской областей, испытывает колоссальный кадровый голод.

«У нас зарплата врача колеблется в районе 30 - 35 тысяч. А в соседней Москве врач такой же квалификации и на такой же должности получает под 90 тысяч. Конечно, все поедут работать туда, а не к нам. А кто наших пациентов будет лечить? Поэтому мы очень рады, что к нам приехали эти ребята. Они очень толковые, грамотные специалисты, - рассказывает главный врач. - Они все сейчас официально подали документы в УФМС, параллельно сдают экзамены на сертификат, дающий право работать как российским специалистам. Настя, например, уже сдала. Думаю, что и все остальные сдадут все успешно».

Доктор Евгений Тяпкин, как показалось, очень смущен вниманием к себе. По его мнению, он просто как руководитель выполняет свою работу.

«Жилье - да, даем. Просто так совпало: как раз сдавался дом для наших специалистов, помогла областная администрация. Жилье, правда, служебное. Потом будем решать дальше».

Руководитель Петушинской больницы говорит, что ожидает еще две семьи беженцев, но они пока не могут выбраться из Донецка.

«Не все у нас остаются, кому-то и не нравится. Едут куда-то в другие места, в Крым, в Москву, Петербург. Но там устроиться почти невозможно, тем более с жильем».

Все решается только на усмотрение администрации - города, района, поселка, больницы.

Главврач подтвердил, что больница заплатит 66 тысяч рублей за обучение Анастасии Кубышкиной в интернатуре Ивановской медакадемии. Бесплатных мест для иностранных граждан нет. Доктор говорит, что это обычная практика: есть бюджетные места и есть платные. Но в своих коллегах он уверен: все подтвердят сертификат и останутся работать в России. А большинство собирается и жить тут: молодые медики подают документы на получение российского гражданства. Кстати, в провинции это сделать намного проще.

Я все допытывалась: как Настя Кубышкина нашла его, а он - Настю? И всех остальных вынужденных переселенцев и беженцев?

Оказалось, что в Москве работает еще один неравнодушный человек - 33-летний доктор Екатерина Симонова. Она с самого начала войны на Украине стала по мере сил помогать своим украинским коллегам. Создала группу «ВКонтакте», ищет для медиков места по всей России. Мы связались и с ней.

Екатерина Симонова: неужели России не нужны медики?

Екатерина - терапевт, гастроэнтеролог. Живет и работает в Москве. Переживает за ситуацию с Россией и Украиной, переживает за своих коллег. То, что она делает, помогая беженцам, - ее личная инициатива.

«Так случилось, что я увидела пост врача из Луганска, который пытался устроиться в России. И я стала искать, как можно помочь. И поняла, что медикам устроиться крайне сложно, интернам - вообще нереально. Была единственная мысль: распределить этих интернов по больницам. Сейчас идет целая волна студентов-медиков и интернов, и им некуда деться. Это просто бич», - рассказывает Екатерина.

По ее словам, все решается только на усмотрение администрации - города, района, поселка, больницы. Кто-то отправляется в Саратов, кто-то - в Волгоград или Владимир. Главное - чтобы украинские медики получили российские сертификаты, а затем и общегражданские документы. Без них они могут работать только врачами-стажерами или на неквалифицированной работе. А ведь многие - классные специалисты, крайне необходимые российским больницам и поликлиникам.

«Пока устраиваем как можем, на личной инициативе и связях. Иных вариантов нет. Хотя мы обращались даже к Владимиру Путину. Три молодых врача из Луганска дозвонились на горячую линию президента России. После этого вроде бы вышло некое постановление, упрощающее прием на работу иностранцев. Но пока радикально ничего не изменилось».

Екатерина рассказывает, что конкретно медиками - беженцами с Украины - никто отдельно не занимается, хотя России всегда нужны квалифицированные медицинские кадры. Необходимы особые меры, позволяющие врачам, медсестрам, фельдшерам, интернам без унижений и дополнительных мытарств найти себе работу и дом в России.

«Пока нет ничего, кроме моей страницы “ВКонтакте” и отдельных постов о ситуации с врачами. Ни фондов, ни помощи - ничего. Вот мне написала студентка 5-го курса Донецкого медуниверситета, что готова работать у нас хоть медсестрой, хоть санитаркой. Но даже для оформления медсестры никаких документов нет! А она дома даже медицинский вуз не может закончить - там стреляют. Еще одна пара молодых врачей уехали сейчас в Волгоград, попытаются накопить на учебу в интернатуре. Так что Насте Кубышкиной очень повезло: она была одной из первых, у кого все получилось», - рассказывает доктор Симонова.

На вопрос, о каком количестве бегущих от войны медиков может идти речь, Екатерина ответить не может. Но говорит, что наверняка их очень много.

Официально: Минтруд отменяет квоты на трудоустройство для беженцев с Донбасса

Вероятно, Екатерина Симонова имела в виду постановление, подготовленное Минтруда и озвученное 4 августа (а не июля). В нем говорится о том, что Министерство предлагает отменить квоты на трудоустройство жителей юго-востока Украины, которые ищут убежища в России. Как сообщил директор департамента занятости населения министерства Михаил Кирсанов, «мы выводим украинцев из-под квот. Никакие квоты распространяться не будут. В течение пары недель правительство примет это решение».

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Евгения, пенсионерка, 67 лет Какое место в Петербурге придает вам сил?
Самое читаемое
Комментарии