Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.29
Евро 99.56
Юань 1.28

Сбитый «Боинг»

 Фото: wikimedia.org Фото: wikimedia.org 1 сентября 1983 года  в воздушном пространстве СССР истребителем Су-15 был сбит «Боинг»  авиакомпании Korean Airlines. Погибло 246 пассажиров и 23 члена экипажа

История эта стала одним из важных, знаковых событий для позднего СССР. Едва ли в рамках небольшой электронной публикации можно подробно раскрыть все перипетии этой трагедии, но на некоторые аспекты, несомненно, стоит обратить внимание.

Андроповское правление. Самое холодное время холодной войны. Можно сказать, ее северный полюс. Потерянное взаимопонимание. Забытая «разрядка». И постоянное ожидание провокаций.

Исторический фон: такие неординарные события происходят не просто так. В определенном историческом контексте. А контекст был очень характерным и многое в действительности объясняющим. Андроповское правление. Самое холодное время холодной войны. Можно сказать, ее северный полюс. Потерянное взаимопонимание. Забытая «разрядка». И постоянное ожидание провокаций, постоянное недоверие к противоположной стороне. Афганистан опять же. Противостояние на Дальнем Востоке ничуть не меньше, чем на Западе.

И тут в наше столь ревностно охраняемое воздушное пространство влетает самолет. И ведет себя совершенно необъяснимо: выпадает из коридора, дважды оказывается в «наших водах» и даже пролетает над парой стратегических объектов. А связь плохая. Советских летчиков не учили, не показывали, как выглядят гражданские самолеты зарубежного производства. В это сейчас сложно поверить, но тогда советский военный летчик запросто мог не знать, что это вот - тот самый знаменитый «баклажан» 747. А руководству даже в голову не приходит, что это может быть пассажирский лайнер.

Запрашивают: сколько инверсионных следов. Если четыре, значит RC-135, разведчик. Вроде четыре. Тогда сбить. Да он еще и пытается уходить в сторону - сбрасывает скорость и набирает высоту. Точно шпион. Дальше - как в тире. Две с половиной сотни погибших. И паника после того, как становится ясно, что же в действительности сбили.

Потом - совершенно обычная для нас история: никогда не признаем, что ошиблись целью. Первое сообщение ТАСС было вообще очень странным: «В ночь с 31 августа на 1 сентября с. г. самолет неустановленной принадлежности со стороны Тихого океана вошел в воздушное пространство над полуостровом Камчатка, затем вторично нарушил воздушное пространство СССР над о. Сахалин. При этом самолет летел без аэронавигационных огней, на запросы не отвечал и в связь с радиодиспетчерской службой не вступал. Поднятые навстречу самолету-нарушителю истребители ПВО пытались оказать помощь в выводе его на ближайший аэродром. Однако самолет-нарушитель на подаваемые сигналы и предупреждения советских истребителей не реагировал и продолжал полет в сторону Японского моря». Автор прекрасно помнит и само это объявление, и собственное непонимание: «а что с самолетом-то произошло?»

Затем на сцене (в телевизоре) появился маршал Огарков и стал рассказывать, куда и зачем летел самолет-разведчик. Дескать, все это было спланировано, чтобы изучить (ценою человеческих жизней) нашу систему ПВО. Рассказывал и тем самым признавал, что все-таки сбили, и все-таки пассажирский. В те далекие времена мы не знали ни интернета, ни английского языка, так что все происходившее в мире до нас доходило исключительно через телевизор или карикатуры в журнале «Крокодил», где бесновался голенастый Дядя Сэм, плакатом с «Боингом» прикрывавший свои грязные делишки.

С противной стороны не упустили раздуть историю до немыслимых размеров: Советский Союз окончательно стал выглядеть как «империя зла», сбивающая мирные самолеты при малейшем отклонении от курса. Жгли флаги у посольств, били стекла, протестовали.

Советский Союз окончательно стал выглядеть как «империя зла», сбивающая мирные самолеты при малейшем отклонении от курса. Жгли флаги у посольств, били стекла, протестовали.

Закрытость Советского Союза, успешно проведенная им же секретная операция по поиску черных ящиков «Боинга» так запутали расследование, что конспирологические версии сыпались как из рога изобилия. Сначала самолетов стало два, потом три. Кто-то видел диверсию, кто-то заговор, кто-то утверждал, что людей на борту не было (куда же тогда они делись-то?). И спутники шпионские притянули к этой истории, и станции слежения на Аляске.

Ну, а потом, в 90-е годы, правительством России были переданы в распоряжение ИКАО те самые записи с самописцев и переговоры пилотов. И ситуация оказалась до боли банальной и пошлой. Стало ясно и почему понесло «Боинг» в наше воздушное пространство - элементарное разгильдяйство пилотов, помноженное на усталость и неправильно настроенный автопилот. Разобрались даже с тем маневром, что пилот Су принял за попытку к бегству - это была просто смена эшелона. Никто из пилотов «Боинга» не предполагал до момента взрыва, что их сопровождает советский перехватчик, не видел предупредительных выстрелов. Не видел потому, что трассирующих снарядов в боекомплекте просто не было. А еще связь между перехватчиком и командованием, сработавшая как испорченный телефон: один сказал про бортовые огни (ну, какой разведчик с бортовыми-то огнями), другой не услышал.

На наш взгляд, здесь два больших исторических урока и одно небольшое наблюдение. С одной стороны, стало видно, как политическая напряженность в отношениях между странами может превратить незначительный инцидент в большую человеческую трагедию. Не было бы противостояния - не сбивали бы отклонившийся лайнер, ожидая увидеть на его месте разведчика. С другой - мы видим, как большая человеческая трагедия может для каждой из сторон стать оружием идеологической войны. СССР не смог признать ошибку, а запад активно ее использовал, чтобы показать кровожадность «империи зла». Ну, и наблюдение - вся история с «Боингом» оказалась не проявлением силы, а явным показателем слабости советской системы, своеобразным очередным гвоздиком в гроб доживавшего последние годы и месяцы Советского Союза.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Филипп, консультант в сфере HoReCa, 40 лет Какое место в Петербурге придает вам сил?
Самое читаемое
Комментарии