Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

История победы над большой водой

 Фото: wikimedia.org Фото: wikimedia.org Строительство комплекса защитных сооружений, столько необходимых для страдавшего от наводнений Петербурга, длилось больше тридцати лет. А первый раз строители Северной столицы столкнулись с парадоксальным для русского человека событием - наводнением в августе - в далеком 1703 году

В дальнейшем подъемы воды, порой катастрофические, наносили городу серьезный ущерб. Собственно, первой попыткой преодолеть наводнения было строительство каналов на Васильевском острове. Каналы засыпали, и от них осталась лишь странная нумерация улиц. А проблема осталась. В 1727 году  «Пройакт, каким образом Санкт-Петер-Бурх от разливания воды укрыть возможно» представлял Б.Х. Миних, по первой своей профессии - военный инженер, строитель ладожских каналов. Он предлагал ограждать дамбами все крупные острова в дельте Невы.  

Первой попыткой преодолеть наводнения было строительство каналов на Васильевском острове. Каналы засыпали, и от них осталась лишь странная нумерация улиц. 

Собственно, идея дамбы через Кронштадт стала широко обсуждаться после катастрофического наводнения 1824 года. Вскоре после него инженером Базеном был предложен проект строительства системы защитных сооружений. Автору статьи в ходе исследований также пришлось столкнуться с разработками середины XIX века, когда предполагалось не только построить дамбу через Кронштадт, но и провести по ней железную дорогу для снабжения военно-морского флота, строительства базы и перевоза товаров из порта Кронштадта в Петербург. Оба проекта так и не были приняты в работу в силу исключительной дороговизны. Катастрофическое наводнение 1924 года также подтолкнуло руководство города к решению вопроса о дамбе. С тех пор начались систематические исследования природы петербургских наводнений, научно обосновавших идею дамбы. Но и тогда, в конце 20-х начале 30-х годов ХХ века на ее возведение средств не нашлось.

Собственно, к проектированию ныне построенного инженерного сооружения пришли после очередного мощнейшего наводнения 1955 года (293 см выше ординара). Но лишь в конце 70-х, в рамках реализации нового генерального плана развития Ленинграда, началась последняя из великих коммунистических строек - строительство комплекса защитных сооружений Ленинграда. Социалистическое соревнование, лозунги, торжественные митинги - все в советском стиле и - увы - совсем ненадолго. До 1984 года удалось соединить автодорогой остров Котлин, на котором расположен Кронштадт, и Лисий Нос.  Вряд ли протесты экологов и встревоженной общественности стали причиной остановки строительства. Банально кончились деньги на мегапроекты.

Собственно, в середине 80-х в целом капитальное строительство в Ленинграде остановилось, и многие из замыслов остались нереализованными. Но если проект дуговой магистрали к концу 80-х годов уже устарел, то строительство дамбы и восточного полукольца кольцевой дороги было чрезвычайно актуальным. В свое время, оказавшись на территории приостановленной стройки, автор был поражен как масштабом работ, объемом средств, уже затраченных на строительство, так и невероятным запустением, царившим на стройплощадке. Но вот в 2011 году строительство было завершено, и теперь мы можем взглянуть на уже построенное сооружение и наметить первые итоги функционирования дамбы.

В 2011 году строительство было завершено, и теперь мы можем взглянуть на уже построенное сооружение и наметить первые итоги функционирования дамбы.

Во-первых, огромный вклад внесен в решение транспортной проблемы: замкнутая кольцевая дорога предоставила широкие возможности объезда города, и западное полукольцо, как наименее нагруженное, всегда остается для автомобилистов альтернативным путем.  Завершение строительства кольцевой автодороги - очень значимый итог и серьезный шаг в развитии города. Полностью или почти полностью решена проблема сильных наводнений: система защиты функционирует, в ходе ее работы были предотвращены несколько очень серьезных наводнений за прошедшие четыре года. Особенно известным было наводнение, связанное  со штормом «Святой Иуда» 28 октября 2013 года. Оно могло поднять воду в городе до 260 см выше ординара и нанести ущерб до 20 млрд рублей.

Однако экологические проблемы Невской губы остаются во многом нерешенными. Единого мнения о влиянии дамбы на экологическую обстановку в дельте Невы и в целом в заливе нет. Многие исследователи указывают на то, что наводнения хоть и наносили ущерб городу, но были своеобразными «санитарами леса», очищавшими дно залива от химических и биологических отложений. Другие же указывают, что всплеск роста зеленых водорослей и ухудшение обстановки в заливе, связанные с началом строительства, когда в полной мере не функционировали водопропускные и судопропускные сооружения, прошел. И обстановка стабилизировалась.

Как обычно, крайние точки зрения лишь дают нам ориентиры для понимания ситуации. Утверждать, что в Невской губе, в Неве и на побережье залива все хорошо с качеством воды невозможно. Вода мутная, грязная, и купаться в ней действительно не стоит, на что регулярно указывает Роспотребнадзор. Однако какая роль в этом безобразии принадлежит Дамбе, установить трудно. Прежде всего, думается, необходимо решать вопрос очистки сточных вод, предупреждать сброс химических отходов, то есть решать проблему комплексно. В этом смысле дамба, где на автомагистрали собрана уникальная конструкция по очистке осадков, выпавших на полотно дороги, может быть в определенной мере даже примером разумного решения экологических проблем.

В любом случае дамба остается удивительным памятником инженерной мысли XX - начала XXI века, одним из крупнейших гидротехнических сооружений в мире. 

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Светлана, педагог, 30 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии