Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Вести с «санкционного фронта»

 Фото: wikimedia.org Фото: wikimedia.org По последним данным социологов, большинство россиян - 92 процента - пока не ощутили на себе и своих семьях каких-либо последствий западных санкций против России. Магазинные полки не опустели, выбор сыров и колбас все еще широк, а потребители в один голос говорят: «Ничего не заметили, нас это не коснулось». Кроме того, резкий порыв воодушевления испытали российские производители - теперь они обещают буквально завалить отечественный рынок своей продукцией

Эксперты, впрочем, сомневаются в том, что российским компаниям удастся полноценно закрыть все продуктовые ниши, которые раньше занимали поставщики из ЕС, США, Австралии и Норвегии. В некоторых отраслях - таких, как свиноводство или сыроделие - отечественное производство в последние годы в основном сокращалось, и эти товары рискуют в первую очередь оказаться в дефиците. Впрочем, на этом фоне активизировались поставщики из стран, которым ранее просто не хватало места на российском рынке. Белорусы уже заявили, что готовы в разы увеличить экспорт мясной и молочной продукции, а также овощей и фруктов.

Эксперты сомневаются в том, что российским компаниям удастся полноценно закрыть все продуктовые ниши, которые раньше занимали поставщики из ЕС, США, Австралии и Норвегии.

Их инициативу поддержали и бизнесмены из «третьих» стран, большей частью - латиноамериканских. Чилийские торговцы рыбой охотно демонстрируют нашим СМИ сочные лососиные туши и горы диковинных морепродуктов, готовых к отправке в далекую Россию. А аргентинские скотоводы любовно гладят по холкам лоснящихся быков, готовящихся спасти россиян от грозящей им постной диеты. 

Тем временем телекартинки «фермерских бунтов» из разных стран Европы становятся все тревожнее. Добропорядочные крестьяне разбивают об асфальт десятки сочных спелых арбузов, яростно давят тракторами ящики с помидорами, ссыпают в мусор сотни килограммов персиков… Это уже не говоря о поляках, публично пожирающих яблоки «назло Путину».

Последние вести с фронтов «санкционного противостояния» таковы. Вслед за лидерами Венгрии, Чехии и Финляндии заявление по поводу «вреда для евроэкономики» из-за российского эмбарго сделал премьер Швеции Карл Бильдт (к слову, один из главных русофобов в ЕС). Греческие депутаты Европарламента прямо потребовали немедленно отменить санкции против РФ. А сотни испанских фермеров, не ограничившись публичным уничтожением своей продукции перед административными зданиями, еще и засыпали чиновников жалобами на эмбарго - вкупе с требованиями компенсаций.   

В свою очередь, чиновники ЕС, пообещав фермерам частично компенсировать их убытки (пока - на 125 миллионов евро), пошли на беспрецедентный шаг. Они обратились к «третьим странам» (в том числе - латиноамериканским) с просьбой… не помогать России восполнять нехватку продовольствия, образующуюся из-за «продуктового эмбарго». По сути, это все равно что вынести огромный пакет с мясом стае голодных дворняг и искренне, от души попросить их: мол, вы уж, пожалуйста, его не ешьте. Эксперты оценивают шансы на то, что просьба брюссельских чиновников будет выполнена хоть кем-то как близкие к нулю - в конце концов, современный мир живет по жестким законам капитализма. А у аргентинцев и чилийцев немного поводов для солидарности с европейцами. 

Одним словом, пока что создается впечатление, что Россия, введя «продуктовое эмбарго» против стран Запада, выиграла значительно больше, чем проиграла. Особенно с учетом того, что сезон сбора урожая в той же Европе только начался, и главные «продуктовые бунты» - еще впереди. Прогнозы на тот счет, что Евросоюз может проиграть еще больше, подтверждает статистика. На днях  финансовые аналитики отчитались о том, что экономика еврозоны во втором квартале вновь стагнировала, и заговорили о «второй волне» тяжелой рецессии. К тому же госдолг проблемной Испании впервые превысил триллион (!) евро, в балансирующей на грани дефолта Португалии рухнула крупнейшая финансовая группа BES, а Греция заняла на свое спасение очередной миллиард евро. Как следствие, СМИ стран - лидеров ЕС начали писать о том, что последний пакет санкций против России - «следствие бездумного следования Европы в фарватере США».

На днях финансовые аналитики отчитались о том, что экономика еврозоны во втором квартале вновь стагнировала, и заговорили о «второй волне» тяжелой рецессии.    

Правда, нам вряд ли стоит раньше времени радоваться бедам европейцев: урон для российской экономики в среднесрочной перспективе может оказаться не меньшим. Разумеется, в случае, если власти вовремя не предпримут необходимые меры. Так, российские аналитики уже назвали те регионы страны, по которым могут сильнее всего ударить западные санкции - это Вологодская, Липецкая и Челябинская области, где расположено наибольшее число предприятий черной металлургии. Введение Западом повышенных импортных пошлин на продукцию способно нанести им тяжелый урон. Кроме того, эксперты предсказывают нам рост инфляции и розничных цен на продукты - на полтора и восемь процентов соответственно.  

При этом в тени пока остается еще один запрет, введенный российскими властями месяц назад. Тогда правительство России ввело ограничения на закупку для госнужд десятков категорий техники. То есть сейчас поставщиками в РФ строительной, уборочной, спецтехники и пассажирского транспорта могут быть либо российские компании, либо компании из Казахстана и Белоруссии.

Всего в «черный список» попали 66 видов техники: автомобильные краны, машины коммунальных служб, экскаваторы, бульдозеры, спецгрузовики для перевозки радиоактивных материалов, автобусы, машины аварийно-технических служб и даже трамваи. Впрочем, на закупку трамваев власти дали отсрочку до начала 2015-го - многие российские города уже сделали заказы на них в Чехии, и эти контракты должны быть выполнены.

Официальные цели «запрета на поставку техники» -  защита внутреннего рынка,  развитие экономики и поддержка наших производителей. По мнению Натальи Партасовой, зампреда «Союза машиностроителей России», определенная логика в этом решении, безусловно, есть.

- Отношения России с Западом становятся все более напряженными. Невозможно предугадать, какие еще санкции против нас будут введены в будущем, как они отразятся на жизни общества. В этой ситуации было бы неприятно в один прекрасный день оказаться у разбитого корыта. Поэтому ограничение поставок иностранной техники - продуманная мера, ориентированная на развитие отечественного производства, создание новых рабочих мест и возвращение престижа таким профессиям, как инженеры, строители и слесари. Без этого   устойчивое развитие нашей экономики невозможно, - говорит Партасова.

Эксперт напоминает: наши машиностроители давно выступали против массового ввоза в страну бывшей в употреблении строительно-дорожной, тракторной и коммунальной техники (она попадает под запрет в первую очередь). По данным Росстата, износ основных фондов в добывающей, строительной и транспортной отраслях составляет от 49 до 56 процентов (при максимально допустимом уровне в 30 процентов). Поэтому компании, работающие в этих отраслях, часто покупают б/у технику, пытаясь сэкономить. Но расходы на ремонт старой иностранной техники порой превышают траты на новые машины.

Ограничение поставок иностранной техники - продуманная мера, ориентированная на развитие отечественного производства, создание новых рабочих мест и возвращение престижа таким профессиям, как инженеры, строители и слесари.

Эксперты уверены: попытка дать новый импульс нашему машиностроению напрашивалась давно. По словам Виктора Четверикова, зампреда бюро «Союза машиностроителей России», сейчас доля импортной техники на нашем рынке доходит до 87 процентов, причем половина ее - из Китая, и она склонна быстро ломаться. А дороговизна ремонта стимулирует рост оборота «серых» запчастей.

Насколько ощутимы для нас будут последствия запрета на ввоз иностранной техники? Поначалу, считают эксперты, они будут едва заметны. Российский рынок сегодня насыщен различными видами техники, в том числе - узкоспециализированными машинами. А оперативные потребности можно будет удовлетворять за счет поставок из стран Таможенного союза. Белоруссия успешно  производит широкий ассортимент тракторов, грузовиков и карьерных самосвалов. В самой России строят автомобильные краны, в том числе и тяжелые. А с запчастями со 100-процентной вероятностью нам поможет Китай.

То есть на первых порах отказ от закупок зарубежной техники больнее всего ударит по странам Запада. Европейским и американским компаниям придется сокращать производство, увольнять персонал и думать над уменьшением издержек и борьбе за выживание. Однако, если запрет на ввоз техники продлится несколько лет, последствия будут сильнее ощутимы уже для нас.

- Во-первых, модельный ряд той же строительной техники, производимой в границах Таможенного союза, довольно ограничен. Конечно, поначалу наше  машиностроение будет быстро расти (что логично после устранения с рынка сильного конкурента). Но затем заказчики нашей техники быстро вспомнят, почему раньше они предпочитали импортную: ее качество несопоставимо с нашим, - говорит Четвериков.

Но, даже если оставить в стороне качество, главный фактор, игравший в пользу иностранных тяжелых машин и транспорта, - экономическая эффективность. Хотя импортная техника стоила дороже российской или белорусской, но прибыли своим хозяевам она приносила больше: требовала меньше вложений, служила дольше и имела более широкий спектр применения. Так что вскоре большинство наших компаний, связанных с грузоперевозками, могут столкнуться с уменьшением прибыли. Когда иссякнет ресурс у имеющейся техники, российским коммунальщикам придется отказаться от использования некоторых машин - например, от дорожных пылесосов или компактных уборщиков тротуаров. То есть  коммунальные и дорожные службы вынужденно сдадут назад в своем развитии.

- Конечно, можно попытаться восполнить эти пробелы собственными силами. Но, увы, выпуску новых моделей мешает отсутствие технологий. Современная спецтехника настолько сложна, что разработка с чистого листа лишь одной   модели обойдется в десятки миллиардов рублей и займет не один год. Здесь же мы говорим о десятках моделей спецтехники, - резюмирует Наталья Партасова.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Алексей, фрилансер, 31 год Какое место в Петербурге придает вам сил?
Самое читаемое
Комментарии