Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.51
Евро 98.91
Юань 1.27

Строгость закона, смягченная…

 Фото: Сергей Артемьев Фото: Сергей Артемьев В последние годы в нашей стране ширятся и множатся законы, запрещающие и ограничивающие. В первую очередь они касаются продажи алкоголя, сигарет, но затронуты и другие сферы нашей жизни - от поведения на дорогах до топота котов

Природа этого явления в целом понятна. В 90-е годы ХХ века страна переживала серьезный кризис в своем развитии. Общество тоже. И причины этого кризиса, на наш взгляд, коренятся больше в сфере нравственной и культурной, нежели чем в экономической. Хотя, если говорить о внешних проявлениях, то, конечно, вся экономическая история в значительно большей степени лежит на поверхности. Войдя в относительно свободный период развития, общество пережило одновременно и жесткую переоценку всех ценностей. Прежде всего это касалось тех сфер жизни, которые не регулируются законодательно. Но и правовая система в значительной мере реформировалась.

Многое, что было «категорически нельзя» ранее, стало не просто «можно», а приветствовалось новой властью

Если говорить совсем просто: многое, что было «категорически нельзя» ранее, стало не просто «можно», а приветствовалось новой властью. Самый яркий пример -  предпринимательство, которое до «крутого поворота» было уголовно наказуемым, а теперь стало общественно полезным. И наоборот, то, что было ранее приемлемым, например, доносы или преследование инакомыслящих, становилось предосудительным. Некоторой частью общества, увы, достаточно большой, сложившаяся ситуация расшифровывалась простой формулировкой: «теперь можно все». Заметим, что наш социум в XX веке уже переживал такие моменты во время и после революции 1917 года и в меньшей степени в годы введения, а потом свертывания НЭПа. Впрочем, есть, конечно, и отличия, вплоть до определенной «зеркальности». Одним из последствий реформирования общества был рост преступности. Власть тут показывала не самый лучший пример. Вспомним про историю с «мигалками», отдающую чистым и незамутненным феодализмом: «Простолюдин, попавший под карету вельможи, виноват уже самим фактом того, что он под эту карету попал». Так, казалось, думал любой высокопоставленный чиновник, богатый бизнесмен, милицейский чин.

Ситуация складывания новой правовой системы многими в нашем обществе рассматривалась как хаос. Кто-то пытался в этом хаосе набить карманы, проскочить вверх по социальной лестнице, а кто-то хотел порядка. Нельзя сказать, что с годами - от 1991-го до 2000-го - эта группа сильно росла. В ней были люди, не сумевшие адаптироваться к новым условиям, и их неготовность к новому, консерватизм были основой таких убеждений. Собственно, когда наш парламент один за одним выпускает новые запретительные законы, он и реагирует на ясный запрос значительной, хотя, быть может, и не всеобъемлющей группы общества навести порядок.

Но… тут есть один нюанс. С самого начала формирования новой правовой системы России у нее было слабое место: низкая эффективность исполнения законов, низкая эффективность системы наказаний, малая осознанность необходимости выполнения законов. Власть, формируя новое правовое поле, недостаточно заботилась о правовой грамотности, ответственности и о неизбежности наказания за совершенные преступления. Мало того, та же история с «мигалками» ярчайший пример своеобразной двойной морали: никому нельзя, но некоторым можно (прямо по Оруэллу: «Все животные равны, но некоторые равнее других»). На таких дрожжах развивался и креп так называемый правовой нигилизм. Неверие в силу закона укрепилось в нашем обществе настолько, что воспринимается не как социальное зло, а как добрая национальная традиция.

Неверие в силу закона укрепилось в нашем обществе настолько, что воспринимается не как социальное зло, а как добрая национальная традиция

И когда при новой власти, следуя общественному запросу «навести порядок», наш парламент с удивительной энергией принимает один за другим новые запреты, увы, проблема порядка не решается. Сколько бы ни было принято новых оригинальных запретов, они все равно не решат вопроса выполнения социальных норм, если, во-первых,  человек не будет осознавать необходимость их выполнения, во-вторых, понимать, что если он нарушит правила, то наказание будет по меньшей мере очень вероятным или даже неизбежным, и в-третьих, не будет точно уверен, что те, кто ввел это ограничение, сами исполняют принятые законы.

Иногда стремление решить важные социальные проблемы вкупе с ошибочным пониманием причинно-следственных цепочек может привести к трагическим для простых людей последствиям. Разве предлагаемый запрет рекламы контрацепции может помочь решению демографической проблемы? Скорее он приведет к росту числа таких опасных заболеваний, как ВИЧ. И к росту числа нежелательных беременностей, появлению новых воспитанников детских домов.

До тех пор пока наше общество не осознает необходимость наведения порядка вокруг себя и в себе, до тех пор пока кому-то «можно» то, что всем «нельзя», мы не сможем действительно справиться с негативными сторонами современной жизни. И роль образования, приобщения к культуре в этом процессе отнюдь не второстепенная, а ведущая.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Дмитрий, студент курса программирования компьютерных систем, 16 лет Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии