Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.44
Евро 99.58
Юань 1.29

Меняю хинди на радиоэлектронику

русская радиоэлектроника русская радиоэлектроника Сегодня любители микросхем и паяльников отмечают Международный день радиолюбителя. OK-infrom разбирался, каков нынче интерес к радиоэлектронике, и есть ли у этой профессии будущее

День радиолюбителя - праздник неофициальный. Тем не менее, ежегодно 18 апреля его отмечают тысячи людей в мире. В этот день в 1925 году в Париже был создан «Международный радиолюбительский союз». Сегодня в известной социальной сети в самой массовой группе радиолюбителей состоит всего 5,5 тыс. человек. Группа любителей смартфонов в 4 раза больше. Однако профессии, связанные с радиоэлектроникой, все еще очень востребованы. Правда, школьники идут в них с неохотой…

Снимите кино про радиомонтажника!

Ведь снимали в СССР фильм «Высота» про строителей…

- Тема больная, - вздыхает директор Санкт-Петербургского технического колледжа управления и коммерции Виктор Смирнов. - И даже высокая заработная плата не играет в этом случае роли палочки-выручалочки. Если мы проанализируем, например, кинопродукцию последних десятилетий, то увидим фильмы о бандитах, милиции, банкирах, проститутках. И ни одного хорошего фильма о рабочей династии. Можно ли его снять интересно? Ну, ведь снимали в СССР фильм «Высота» про строителей…

Действительно, сегодня почетной считается, скорее, деятельность в сфере IT. На сайте HeadHunter это самая востребованная вакансия. А чем занимается радиотехник или радиоинженер далеко не все школьники четко представляют. У многих эта профессия ассоциируется с заводами, устаревшим оборудованием, неопрятным внешним видом работников и скучной однообразной деятельностью. И это замкнутый круг. Почувствовав, что специальность не востребована у абитуриентов, учебные заведения стали отказываться от подготовки по данному направлению.

Оборудование пенсионного возраста

Не секрет, что сегодня немногие учебные заведения могут похвастаться и современной учебно-лабораторной базой. А современным школьникам неинтересно идти учиться на оборудовании, которому давно пора не пенсию.

- В 2008 и 2009 годах, дважды победив в национальном проекте «Образование», мы получили от государства 40 млн рублей на развитие материально-технической базы колледжа, - рассказывает Виктор Смирнов. - Обязательным условием было софинансирование, в том числе работодателями. И мы очень благодарны Санкт-Петербургской Ассоциации предприятий радиоэлектроники и администрации завода ОАО «Авангард». Они инвестировали около 17 млн рублей в создание Центра микроэлектроники. Сегодня обучение в колледже проводится на таком же оборудовании, которое стоит на предприятиях.

Однако Технический колледж управления и коммерции – счастливое исключение из правил. Редкие предприятия готовы вкладываться финансово в подготовку собственных кадров.

Не надо гнаться за Японией

- Радиомонтажники своими руками что-то производят, а много ли вы видели продукции российского производства? - отмечает заслуженный учитель РФ и начальник отдела подготовки кадров завода «Авангард» Александр Меньков. - Телевизоры японские, телефоны тоже. У общества возникает вопрос: а что они вообще делают, эти люди? Но не стоит сегодняшнюю радиоэлектронику в России сравнивать, например, с японской. Такие телевизоры, как там, мы еще нескоро будем делать. Но мы конкурентоспособны в других отраслях. Например, в системах безопасности.

Нет среди чиновников людей, которые могли бы написать нормальный образовательный стандарт.

По словам Менькова и Смирнова, в России не хватает образовательного планирования. Хотя Министерство труда и подготовило план разработки профессиональных стандартов на 2012-2015 годы, сами преподаватели довольно скептически смотрят на эту инициативу.

- Спасает то, что преподаватели сами практики, они готовят молодых, основываясь на собственном опыте, - говорит Александр Меньков. – Я убежден, нет среди чиновников людей, которые могли бы написать нормальный образовательный стандарт. На мой взгляд, единственный выход - взять опыт практиков и на его основе написать эти стандарты. 

На примере пиццы и духовки

На другом участке, куда студенты могут входить только в  спецодежде, инженер ресурсного центра микроэлектроники Иван Третьяков показывает гордость колледжа - настоящий маленький завод «Авангард» для студентов. Здесь есть печь оплавления паяльной пасты, установщик элементов, трафаретный принтер. Это настоящее сборочное производство. В этом небольшом производственном цехе несколько рабочих мест. Только масштаб другой по сравнению с реальным заводом. 

- Это все реальное производственное оборудование, - рассказывает Иван. - Оно позволяет изготовлять, в том числе, такие же печатные платы для телефона, как у вас в руках.

Иван показывает ленту с элементами. Самые мелкие из них едва можно разглядеть. Техника, на которой работают студенты, может устанавливать до 8500 таких элементов в час. Причем это те самые элементы, которые применяются во всех современных компьютерах, телефонах, а также в оборудовании военного назначения. Только, конечно, учебные образцы.

- А это, говоря совсем простым языком, духовка, - Владислав Новиков  показывает еще одну установку. - Здесь оплавляется паяльная паста. Элементы кладутся сверху на установщике. Знаете, как делают пиццу? Вот мы берем основу для «пиццы», в трафаретном принтере, образно говоря, на плату наносится кетчуп, потом на установщике элементов «кладем колбасу», то есть элементы, на нужные места. А потом - финишный этап, печь оплавления пасты.

Профессия радиоэлектроника сегодня очень востребована на предприятиях. Условия труда соответствуют современным требованиям. Работать комфортно, интересно, перспективно, да и заработная плата на высоте. 

- Здесь недалеко есть специализированная языковая школа, где изучают хинди, - рассказывает Виктор Павлович. - Когда школьники пришли к нам на экскурсию, некоторые из них сказали: нет, я, пожалуй, изменю свой профессиональный выбор. Хотя в этой специализированной школе они учились с пятого класса. Беда нашего времени в том, что дети  не видят того, что системе среднего профессионального образования  удалось достичь в обеспечении их будущего.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Саша и Таня, инженеры, 37 и 34 лет Какое место в Петербурге придает вам сил?
Самое читаемое
Комментарии