Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Онкобольным не дают умереть без боли

смертельно больные люди Фото: Сергей Венявский РИА Новостисмертельно больные люди Фото: Сергей Венявский РИА Новости Чиновники создали ситуацию, в которой медикаменты доходят до тяжело больных слишком поздно: пациенты мучаются от болей и доживают свои дни в страданиях

Системы спасения пациентов, страдающих неизлечимыми заболеваниями, в России нет. Рецепты на медикаменты, облегчающие острую боль, врачи выписывают крайне неохотно - сказывается усложнение порядка, устроенное федеральными чиновниками несколько лет назад. Количество отделений паллиативного лечения и хосписов, располагающихся в регионах, - мизерное. Петербург в этом плане в числе передовых субъектов. Но оттого проблема не кажется менее значительной. Да и с медикаментами в городе на Неве те же проблемы, что и во всей России.

В 1990 году, тогда еще в Ленинграде, открылся первый хоспис. Сейчас в городе их 4. При этом 3 из них имеют районный статус, 1 хоспис подведомственен Комитету по здравоохранению Петербурга. При больницах также действует 4 хосписных отделения. 20 выездных бригад готовы оказать неизлечимо больным помощь на дому, но выписывать препараты или давать их пациенту они не вправе.

В стационарах ежегодно находится 3-4 тысячи пациентов, еще почти 7 тысяч находятся дома, но постоянно вынуждены пользоваться услугами выездных медбригад. Онкозаболевания ежегодно уменьшают количество жителей Петербурга на 10 тысяч.

Бюрократия доходит до того, что несколько медсестер занимаются только оформлением документов и рецептов, которые потом еще надо заверить у нескольких руководителей клиник.

Медики говорят, система выдачи наркотических препаратов, способных облегчить страдания уходящего в иной мир пациента, слишком сложна. Бюрократия доходит до того, что несколько медсестер занимаются только оформлением документов и рецептов, которые потом еще надо заверить у нескольких руководителей клиник. Неизлечимо больной в это время вынужден ждать и мучиться, надеясь, что государственные мужи когда-нибудь да упростят процедуру выписки наркотических анальгетиков. Увы, дождаться этого смогут не все пациенты.

Главный онколог комздрава Петербурга Алексей Барчук вспоминает, что в советское время обезболивающие препараты для больных раком врачи выписывали безо всяких формальностей. Сейчас же, говорит он, «законы драконовские». Контролирующие органы, в первую очередь ФСКН РФ, бдят, чтобы врачи не превратились в наркокурьеров, и лекарства не оказались в свободном обращении.

Но беспокоясь за сохранение порядка, Госнаркоконтроль упускает другой момент. От чрезмерного надзора страдают простые пациенты и врачи, которые работают с онкобольными. Кроме того, многие аптеки отказываются закупать анальгетики для онкобольных, поскольку необходимы особые меры безопасности.

- Мне кажется, ФСКН прессует врачей, ведь это легче, чем работать по тем, кто действительно занимается незаконным оборотом наркотиков, - говорит Барчук. - Мы все на виду и ничего не скрываем.

В то же время, по его оценке, недобросовестных врачей, занимающихся незаконным оборотом анальгетиков (по факту - наркотиков) - не более 5%.

Работники хосписов говорят о скудности ассортимента препаратов, которые способны снизить боль неизлечимо больного.

- Есть только дешевые анальгетики, хотелось бы более совершенные препараты, улучшающие дыхание, противосудорожные, - говорит председатель правления Ассоциации паллиативной медицины, заслуженный врач России Зоя Софиева. - А так приходится просить пациентов или спонсоров, чтобы приобрели лекарства, чтобы обеспечить достойное поддержание жизни.

Паллиативная помощь, то есть обеспечение неизлечимо больного достойными условиями жизни и спокойным уходом из нее, только недавно выделена в отдельную программу.

Паллиативная помощь, то есть обеспечение неизлечимо больного достойными условиями жизни и спокойным уходом из нее, только недавно выделена в отдельную программу на федеральном уровне. Документ подписан министром здравоохранения Вероникой Скворцовой во время ее визита в Петербург в начале этой недели.

Согласно программе, к 2020 году количество коек для неизлечимо больных должно приблизиться к 10 из расчета на 100 тыс. населения. В Петербурге уже достигнут европейский, более высокий показатель – 5 коек на 100 тыс. населения.

Паллиативное направление, несмотря на давнюю морально-медицинскую проблему, появилось в России недавно. Скоро в Петербурге будут готовить специалистов этого направления. Задача специалистов - улучшить качество жизни пациентов и их семей, столкнувшихся с неизлечимым недугом, облегчение страданий, поддержке в целом. Вот только существующий порядок выдачи препаратов сводит законодательные старания на «нет».

Вообще, Россия на одном из последних мест по уровню распространения наркотических анальгетиков для неизлечимо больных. Но учитывая долю пожилого населения и, как следствие, подверженность людей старшего поколения болезням, проблему нельзя не заметить.

- Страх распространения наркотиков в медицинских кругах принимает уродливые формы, - констатирует главный онколог города. - Законодательной инициативы, которая могла бы исправить это, пока нет.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Екатерина, руководитель проектов СПБООИ «На коляске без барьеров», 37 лет Что бы вы сделали, превратившись в Деда Мороза?
Самое читаемое
Комментарии