Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.29
Евро 99.56
Юань 1.28

А были ли российские десантники?

 Фото: wikimedia.org Фото: wikimedia.org Разгорается скандал вокруг заявления члена Совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека Эллы Поляковой о сотнях десантников, якобы доставленных в военные клиники Петербурга с южных границ страны. Ни одно ведомство - ни государственное, ни общественное - не может однозначно ответить на вопрос, а были ли эти десантники

«Госпитали переполнены ранеными дагестанскими десантниками»

Члены Совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Элла Полякова и Сергей Кривенко попросили военно-следственное управление Следственного комитета РФ проверить информацию о гибели девяти российских военнослужащих-контрактников на полигоне в Ростовской области. Обращение поступило в СК РФ 26 августа, пока никаких официальных данных на настоящий момент нет. На сайте Совета при президенте опубликован список погибших - без фамилий. Указаны должности и звания: разведчик, командир группы, разведчик-гранатометчик, разведчик-снайпер, минер-разведчик; рядовой, старший сержант, лейтенант… Большинство в списке - уроженцы Республики Дагестан.

На сайте Совета при президенте опубликован список погибших - без указания фамилий

В этот же день вечером Элла Полякова, являющая также руководителем петербургского отделения общественной организации «Солдатские матери», в интервью телеканалу «Дождь» сообщила еще несколько сенсационных новостей.

Так, по ее словам, госпиталь в Ростове-на-Дону и другие военные лазареты на юге России переполнены. Якобы там лежат контрактники, прибывшие с неких полигонов, а до этого при известных событиях побывавшие в Крыму. Эти военнослужащие, по словам Поляковой, уже обращались в правозащитные организации по поводу нарушения своих прав.

«Кроме того, я знаю, что переполнен госпиталь в Ростове-на-Дону, переполнены госпитали на юге, причем в госпитале в Ростове-на-Дону, в лагерном госпитале находится тот контрактник, который обращался к нам, когда мы были в Чечне, в Грозном, когда у нас было выездное заседание президентского совета, и вот эти контрактники к нам обращались. Они уже побывали в Крыму», - говорит Элла Полякова. На вопрос ведущего, оказались ли контрактники в госпиталях после боевых действий, Полякова отвечает: «Да. И сейчас один из них в госпитале».

Ведущий вновь пытается выяснить, где именно пострадал военнослужащий, но правозащитница ссылается на нехватку времени на то, чтобы это выяснить:

«Мне сегодня только сообщили, у меня даже ни минуточки не было, чтобы с ним связаться. Но я надеюсь, что он электронное письмо пришлет».

На вопрос, каким образом Минобороны удается скрывать информацию о сотнях якобы раненых военнослужащих, Полякова отвечает - правда, довольно туманно и не совсем по теме: «У нас Министерство обороны очень многому научилось, исправило ошибки. Какие потери были у нас в чеченских войнах, и общество было информировано. Пока мы сами молчим, пока мы сами не разбираемся, это и происходит.

Но сейчас феномен новый. Вроде бы те дагестанцы, которые подписывали контракты, и им платили по 250 тысяч рублей, за деньги они отправлялись туда. И когда я разговаривала с той же Людмилой Васильевной Богатенковой, я спросила: «Почему они соглашаются идти на смерть?», а она говорит: «Вы знаете, там безработица. До конца контракта надо еще два года дожить, а еще сына надо поднять». Вот эта экономическая неприглядная ситуация толкает людей в такие ситуации».

Госпиталь в Ростове-на-Дону и другие военные лазареты на юге России переполнены

Правозащитница уверят далее, что вернувшихся «оттуда» увольняют задним числом - чтобы, дескать, не нести перед ними никакой социальной ответственности.

«Вот это страшная история. Потому что документально ни один из них не может подтвердить, что он где-то участвовал в каких-то боевых действиях. Россия войну не ведет, никаких боевых действий нет, они считаются на полигоне. Где? Предположим, в Белгородской области», - говорит Элла Полякова.

Ведущие настойчиво пытаются выяснить, откуда у Поляковой информация про 100 раненых десантников, попавших накануне в петербургскую Военно-медицинскую академию (ВМА). После многократно повторенных вопросов Элла Полякова отвечает еще более неясно: «Этого я не знаю. Это проблема дезинформации, непонятной ситуации у нас с вами, потому что я этой информацией не располагаю. А вот с этим вопросом ко мне обращаются журналисты, и вы в том числе».

Между тем СМИ опубликовали видеообращение родных уже других десантников - тех, которые оказались на территории Украины вроде бы случайно. Напомним, накануне в Костроме представители Минобороны РФ во время общения с родственниками десантников, задержанных в понедельник украинскими военными в Донецкой области, подтвердили потери среди личного состава. По словам заместителя командира дивизии, гвардии полковника Хотулева, погибли два контрактника, около десяти ранены и находятся в госпиталях Ростова, а девять солдат, имена которых ранее называли в СБУ Украины, задержаны украинцами. По официальной версии событий, 25 августа десантники якобы по ошибке въехали на территорию Украины во время патрулирования вдоль границы.

Страшная военная тайна

Сто раненых десантников - это не иголка в стоге сена. Корреспондент ОК-inform попытался выяснить, действительно ли в Петербург доставили такое количество военнослужащих. Однако, как и следовало ожидать, все собеседники отрицали этот факт либо ссылались на отсутствие информации.

Источник в кругах, близких к одной из структур Западного военного округа, возмутился: «Откуда этот бред? «Солдатские матери»? Тогда все понятно. Я не понимаю, зачем им это надо. То сообщают как сенсацию о том, что в госпиталь доставлены 300 курсантов. Да, доставлены, но не с ранениями, а с ОРВИ. Сопли у них, понимаете? Зачем из этого делать трагедию и раздувать скандал? А почему 100 десантников, а не 200 или не 15? И зачем их везти с юга России в Петербург? Россия не воюет с Украиной, поэтому этот вопрос даже обсуждать не хочу. Лучше бы поинтересовались, зачем «Солдатские матери» сейчас на очередной волне раздувают скандалы».

В самой ВМА им. С. М. Кирова «Доктору Питеру» со ссылкой на бывшего начальника академии Бориса Гайдара сообщили, что никакой сотни раненых десантников у них нет и они не представляют, откуда появилась подобная информация.

Собственный источник в ВМА сообщил ОК-inform, что не слышал ни о каком спецборте с сотней раненых.

Если заставляют молчать и угрожают - нужно обращаться в военно-следственные отделы СК РФ

В самом петербургском отделении «Солдатских матерей» также отказались прокомментировать ситуацию, сообщив, что проверяют данный факт.

«Мы пока не комментируем. Элла Михайловна находится в Москве, но она уже заявляла, что ее слова были переданы СМИ некорректно», - сказали в организации. Я уточнила, что СМИ опираются на прямую распечатку выступления Поляковой, которую истолковывают ровно так, как она говорит. И поэтому хотелось бы все-таки конкретики: что именно извратили или недопоняли СМИ и что имела в виду Элла Михайловна.

«Я передам ваш вопрос, она перезвонит», - сообщили в организации. Однако Элла Полякова так и не перезвонила.

В ведомстве уполномоченного по правам человека в Петербурге Александра Шишлова тоже не в курсе ситуации. Там сообщили, что они не уполномочены проводить подобные проверки, поскольку являются государственной структурой.

«Мы могли бы действовать по факту обращения к нам граждан либо их родственников. Но подобных обращений ни от военнослужащих, ни от их родных к нам не поступало», - сообщили в аппарате уполномоченного.

Между тем ответственный секретарь Союза комитетов солдатских матерей России Валентина Мельникова в эфире того же «Дождя» предложила родственникам военнослужащих - солдат и офицеров - буквально через дыры в заборе воинских частей выкрадывать оттуда своих мужчин. И что никакой военной тайны тут быть не должно, даже в интересах государства.

«Родителям мы всегда говорим: у нас, к сожалению, уже не первая и не вторая война. Беспокоишься - поезжай и забирай. Из любой воинской части можно военнослужащего забрать. Иди к прокурору, приезжай в Комитет солдатских матерей. Мальчик объяснение напишет, и мы всегда сможем его защитить… Можно пройти в часть, но на самом деле родителям проще всегда увести парня через дырочку в заборе. Нет такой воинской части, где не было бы дырок в ограждении, - через них солдаты бегают за водкой, за которой их посылают офицеры и сержанты».  

Она же посоветовала родственникам - если их заставляют молчать и угрожают - обращаться в военно-следственные отделы СК РФ.

«Если угрожают, родственники должны обратиться в ближайший военно-следственный отдел и все рассказать. Потому что никто не смеет угрожать родственникам погибших, пленных, раненых. Никто не смеет называть это тайной. Если это военнослужащие, никаких тут секретов нет и быть не может».

Однако, по нашим сведениям, на сегодняшний день ни одного подобного обращения ни в официальные государственные, ни в военно-следственные, ни в общественные правозащитные организации не поступало. Ни от самих военнослужащих, ни от их родственников. О случаях побега или похищения защитников Отечества через дыры в заборы также неизвестно.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Маргарита, домохозяйка, 32 года Какое место в Петербурге придает вам сил?
Самое читаемое
Комментарии