Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Прессинг автошкол не изживет коррупцию в ГИБДД

 Чтобы изжить коррупцию в ГИБДД при сдаче экзаменов на водительские права, надо начинать не с ужесточения требований к оснащению автошкол, а с контроля над сдачей самих экзаменов. Причем экзаменатор должен нести ответственность за ошибки выпускника-двоечника

Профессор для блондинки за рулем

В настоящий момент ни одна из 153 петербургских автошкол не имеет право брать на обучение желающих. Вступившие в силу 12 августа новые программы обучения водителей фактически парализовали работу учебных заведений. Большинство школ не соответствуют новым требованиям, в остальных случаях ГИБДД еще не успела проверить их на предмет этого соответствия и выдать необходимые разрешительные документы.

Напомним: приказ Минобрнауки о новых программах в автошколах выдвигает ряд требований как к материально-техническому оснащению, так и к квалификации преподавателей. В частности - требуется, чтобы автошкола имела собственную учебную площадку площадью не менее 0,24 га, прицеп для желающих учиться вождению именно с ним, а преподаватели обязаны иметь профессиональное среднее специальное или высшее образование. Причем автодром должен быть не просто заасфальтированной площадкой, а мини-макетом улицы с горками, светофорами, перекрестками и даже железнодорожными путями.

Однако, как и следовало ожидать, у абсолютного большинства учебных заведений таких площадок не оказалось. По оценке ГИБДД, из 153 школ подобные автодромы имеют от силы 5 в городе и 1-2 - в Ленобласти. Остальным предложено или срочно искать землю и обустраивать учебные базы, или брать автодромы в аренду. Очевидно, что во всех случаях это приведет к повышению стоимости обучения, поскольку затраты предполагается колоссальные: по некоторым оценкам, стоимость оборудованной площадки обойдется в 15 - 20 млн рублей.


Автодром в Автово оборудован прямо под виадуком

Сами руководители автошкол, разумеется, недовольны новыми правилами. Они возмущены тем, что им не предложили никакого переходного периода для подготовки и оснащения базы.

«Приказ не предусматривает никакого переходного периода. Работникам полиции дали год на реформирование, иностранцам дали больше года на замену национальных водительских удостоверений, владельцам коммерческого транспорта предоставили время на установку необходимых приборов, то есть время дали всем, кроме автошкол», - говорит председатель правления НП «Гильдия автошкол» Сергей Лобарев.

По словам заместителя начальника УГИБДД по Петербургу и Ленинградской области Александра Кузнецова, с 12 по 27 августа всего 10 школ подали документы на перерегистрацию.

Директора возмущены: «Про 0,24 узнали только 1 августа! У нас автодром 15 соток, вложили в него немало, документы одни чего только стоили! И что в итоге? Где взять еще 9 соток, не подскажете? Мы в шоке сейчас, работаем 20 лет, и постоянно обвиняют автошколы, только мы одни виноваты!» - пишет на портале директоров автошкол «Автотрибуна» возмущенный директор одного из заведений.

По словам заместителя начальника УГИБДД по Петербургу и Ленинградской области Александра Кузнецова, с 12 по 27 августа всего 10 школ подали документы на перерегистрацию. Сейчас в УГИБДД лежат на проверке документы примерно 40 - 50 автошкол. Срок рассмотрения - месяц. Таким образом, первые автошколы смогут работать по новым правилам не ранее 6-7 сентября.

Эксперт: «В автошколы идут не за знаниями и навыками, а за “корочками”»

Руководитель общественной организации автомобилистов «Свобода выбора», член общественного совета при ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленобласти Александр Холодов считает, что свою основную суперзадачу - изжить коррупцию при сдаче экзаменов в ГИБДД - нововведения не выполнят.

«Можно бесконечно формализовать требования, но это не приведет к желаемому результату, - сообщил Александр Холодов. - Ведь для чего приходят люди в автошколы - чтобы получить удостоверение, а вовсе не для того, чтобы научиться ездить. Учиться они будут потом - с отцами, мужьями, друзьями. Поэтому необходимо ужесточать контроль за сдачей экзаменов в ГИБДД, и, если выясняется, что школа плохо выучила, заставлять бесплатно переучивать».

По мнению Холодова, необходимо ужесточение требований, плюс - ответственность автоинспекторов ГИБДД, дающих зеленый свет неумехе и двоечнику.

«Если за первые две недели новоявленный водитель попадает в ДТП - то подробно смотреть: почему так произошло? При сдаче экзаменов должны быть видеокамеры в машинах, чтобы было удобнее изучать ошибки. Обязательное изучение причин аварий - это одно из основных условий при оценке качества обучения», - считает член общественного совета при главке.

По его мнению, много вопросов возникает не только из-за требований к автодромам, но и из-за профессионализма преподавателей.

«Они теперь должны иметь специальное образование. А какое именно? Педагог или юрист - это специальное образование? А если он педагог от Бога?» - недоумевает Александр Холодов.

По его мнению, сейчас очень много школ борются за клиента, предложение превышает спрос. И если сокращение будет несильным, то ничего страшного на рынке не произойдет.

На вопрос OK-inform, знают ли в самой ГИБДД о предложениях автомобилистов, Холодов отвечает, что разговоры на эту тему ведутся постоянно.

Как утверждают специалисты, только 10% выпускников автошкол сдают все экзамены на водительские права без взятки автоинспектору за пресловутый «город».

«Могу заверить, что главк постоянно усиливает контроль за сдачей экзаменов, но - в рамках своей компетенции и действующего законодательства. Однако кардинально решать вопрос надо на уровне Федерации», - считает Александр Холодов.

Между тем, как утверждают специалисты, только 10% выпускников автошкол сдают все экзамены на водительские права без взятки автоинспектору за пресловутый «город». Арифметика простая: в рамках стандартной учебной программы редкого новичка можно научить водить. Дополнительные часы с инструктором стоят времени и денег - примерно равных взятке автоинспектору. Сейчас в Петербурге плата за то, чтобы выпустить в город недоучку-камикадзе, составляет 18 - 20 тысяч рублей.

Нарушил ПДД - сдавай экзамены заново

Любопытен опыт обучения вождению в Израиле, считающемся одной из самых благополучных в плане дорожной аварийности стран. Там, например, в автошколах вообще никаких площадок нет - только город. Если экзамен в присутствии одного инспектора и одного-двух таких же учеников сдан и получено удостоверение, то все равно в течение первых двух лет начинающий водитель пользуется временными водительскими правами. На заднем стекле автомобиля должна быть укреплена табличка с надписью «начинающий водитель».

Новичок должен первые два года быть предельно бдительным: в случае нарушения ПДД он обязан заново сдавать все экзамены. Платно, разумеется. А если он совершил серьезное нарушение - например, превысил скорость - то права изымаются на месте без суда и следствия, достаточно решения офицера полиции (а они практически неподкупны). Кары за взятки зверские, вплоть до тюремного заключения и пожизненного запрета на профессию. Поэтому предлагать «благодарность» лучше и не пытаться.

Практикуется также «разрешение на вождение» - документ, дающий право на вождение, но только в сопровождении опытного водителя в течение 6 месяцев. По словам министра транспорта Исраэля Каца, в странах, где практикуется поэтапное получение водительских прав, значительно снизилось количество ДТП среди начинающих водителей.

Фото Марины Бойцовой.

 

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Ваня, бездомный, 27 лет Какое место в Петербурге придает вам сил?
Самое читаемое
Комментарии