Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.13
Евро 98.71
Юань 1.27

Петербургские ансамбли: новая архитектура

 Фото: Всеволод Пежемский/OK-inform Фото: Всеволод Пежемский/OK-inform Одна из характерных черт петербургской архитектуры - ансамблевая застройка. Она отличает нас от Москвы и множества других городов, строившихся веками и без особой системы

 

Как синтетическое образование, Петербург создавался изначально по плану и по образцу (западноевропейскому), что предопределило особый характер застройки в будущем историческом центре. Позже, даже если площадь или улица подвергались серьезной перестройке, то все равно архитектор старался не нарушить ансамбля, не разорвать своеобразную нить, связывающую окружающие постройки в единое целое. Пожалуй, умение создавать ансамбли и было характерным признаком петербургской архитектурной школы на протяжении золотого XIX и даже ХХ века.

Классические примеры ансамблевой застройки можно перечислять один за другим, и все они нам прекрасно знакомы: стрелка Васильевского острова, площадь Островского и, конечно, Дворцовая площадь. Гениальным можно считать работу Карла Росси по завершению площади строительством Главного штаба. Но, увы, искусство создавать и поддерживать ансамбли было фактически забыто современной архитектурной школой.

Тому две главных причины. Первая кроется, видимо, в действительно низком уровне подготовки специалистов, другая - в новых заказчиках, задача которых показать себя, построить дом, выделяющийся в кругу других, а также вместить в него как можно больше коммерческих площадей и жилья. Все градостроительные ошибки последних лет могут быть объяснены этими двумя причинами, помноженными на высокий уровень коррупции.

Впрочем, о «вписывании» построек в старые ансамбли мы уже говорили. А как обстоят дела с новыми? С одной стороны - не очень. Задав себе вопрос, какой «антиансамбль», наименее гармоничный, появился в городе за последние годы, автор уверенно остановился на площади у станции метро «Пионерская». Уродливые кубические формы торговых центров, «загогулина» бывшего казино, массивные жилые дома и торговые павильоны никак не могут сложиться в один ансамбль. Несмотря на массу новых построек от площади продолжает веять кисловатым запахом атмосферы 1990-х.

Площадь перед станцией метро «Проспект просвещения» также в числе антилидеров: огромная яма с забором переросла в массивный торговый центр, так и не ставший при этом архитектурной доминантой. Бесконечные ремонты сетей с уже, кажется, постоянными расписанными бетонными заборами придают картине специфическую атмосферу уныния.

Но есть ли положительные примеры? Да, однако появляться они стали сравнительно недавно. Может быть, дело в некотором изменении городской строительной политики, может быть, в приходе крупных застройщиков, оперирующих не отдельными домами, а целыми кварталами. Одним из таких удачных примеров можно назвать застройку вокруг метро «Крестовский остров». Первое, что объединяет все построенные жилые комплексы в ансамбль - это высотность. Дома имеют примерно одинаковую небольшую высоту - не более пяти этажей. Вместе с линией верхушек деревьев ЦПКиО они образуют единство и не подавляют жителей своей массивностью. Обрел перспективу и Морской проспект. Соразмерность зданий друг другу и высоте деревьев дает ощущение спокойствия и уюта. Правда, не обошлись без больших зеркальных площадей и стеклянных куполов (в просторечии называемых «фурункулы»), но их немного. Большого «фурункулеза» не случилось. Вся застройка, кажется, стремится передать идею спокойствия, уюта, буржуазного достатка и даже, пожалуй, некоторого богатства.

Радостно, что архитекторы все чаще пытаются справиться с более сложной задачей, чем строительство одного дома или даже трех-пяти построек. Отрадно замечать, что все большее число заказчиков и авторов проектов черпают вдохновение в традиционных для Петербурга стилях: есть здания, которые используют элементы северного модерна, есть - тяготеющие к историзму, к итальянской или греческой архитектуре, и даже к конструктивизму 1930-х.

Все это позволяет надеяться на позитивные перемены в архитектуре нового Петербурга - города с уникальным историческим центром и требующими явного внимания архитекторов окраинами. В качестве еще одного позитивного примера хочется привести девиз проекта одной недавней новостройки в центре, девиза, который должен, на наш взгляд, подходить к любому зданию в нашем городе - «Не надо кричать в музее!».

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Вероника, продавец-консультант, 29 лет Сколько стоит образование?
Самое читаемое
Комментарии