Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Казачий патруль: спасайтесь бегством

казачий патруль Фото: Артем Житенев РИА Новостиказачий патруль Фото: Артем Житенев РИА Новости OK-inform проанализировал деятельность казаков в России на практике, чтобы понять, действительно ли стране так нужны их патрули, и не будет ли от них больше вреда, чем пользы

В начале апреля ночью краснодарский житель Вадим Пашаев прошел мимо справлявших малую нужду казаков. Те завершили свое «дело», догнали мужчину и потребовали предъявить документы. Мужчина отказался показывать паспорт, сказав, что сделает это при просьбе от сотрудников полиции. Недовольные отказом, казаки окружили Пашаева, и один из них ударил его по лицу фонарем. Пашаев потерял сознание и очнулся уже в больнице, где ему диагностировали сотрясение мозга, а также перелом скулы и носа, выбитые зубы и две трещины черепа. Мужчине была назначена операция. После того, как пострадавший подал заявлением в полицию, казаки начали предлагать денег и мужской разговор. Это не первый и не последний скандал, связанный с «казачьими патрулями». Ранее казаки на волне «борьбы с сектами» уже лишали свободы и допрашивали кришнаита, не имея на то полномочий, а также участвовали в нападениях и побоях, практически под покровительством РПЦ. Но 12 апреля заместитель главы МВД Александр Горовой на заседании комиссии по делам казачества по госслужбе оказался неожиданно доволен практикой казачьих патрулей. Он призвал «активнее распространять этот позитивный опыт во всех регионах страны». Чем именно руководствуются в Министерстве внутренних дел в данном случае, остается загадкой для простого россиянина.

Немного правды о «прекрасной» истории казачества

Изначально казачество не было ни русским, ни православным. В нем присутствовали и тюркские элементы, и мусульманские.

В XIV веке беглые деклассированные элементы оседали на фронтире российских земель, на Дону, в Запорожье. Они организовывались в бандформирования и регулярно нападали не только на турков, но и покушались на порядок управления в самой России. Восстания Пугачева и Булавина имели ярко выраженный казачий характер.

Казаки вовсе не ходили строем в раскрашенных мундирах.

Быт раннего казачества заключался в регулярных грабежах и разбое, выраженных в легендарных «походах за зипунами».

Вся эта самоорганизация оказалось востребованной к XVI веку. В 1524 году во времена правления короля польского Сигизмунда I в среде польской политической элиты возник план создания реестрового казачества. Нанимаемые казаки должны были организовать оборону престола, прежде всего, от других казаков, нереестровых.

Подлинный этногенез современного казачества произошел на Кавказе в XIX веке. Кавказцы (прежде всего чеченцы) жили по принципам военной демократии, не имели князей, совершали скрытные и молниеносные набеги. Кавказская война быстро перестала быть войной и превратилась в вооруженную колонизацию. Запорожские казаки быстро перенимали традиции горских народов, учились джигитовке и одевались в черкески и папахи. Казаки вовсе не ходили строем в раскрашенных мундирах.

Ментальность казаков тоже претерпела значительные изменения. Близкие кавказцам романтические идеалы чести, первенства и родоплеменного строя стали и казачьими ценностями. К ним относилась и религиозная чистота.

В исторически короткие сроки казачество стало чисто православным явлением. С точки же зрения групповой психологии казачье сословие перестало действовать как сословие и медленно переняло нормы поведения, характерные, скорее, этнической группе, даже племени.

В современной России казачество представляет собой устойчивое, но неопределившееся сообщество.

Малые народности под казачьим гнетом

Несколько дней назад казаки разгромили похоронную процессию. Они приняли черные траурные повязки на головах моих родственников за отличительные знаки террористического подполья.

Когда в XX веке народы России перестали быть «советскими гражданами» и начали искать способы возрождения своей культуры, казаки не стали исключением в этом процессе.

Сегодня в рядах казаков нет единства. Во-первых, сохраняется многовековой раздор между бывшими «реестровыми» и «нереестровыми».

Во-вторых, казачьи группы вообще не определились, кем же являются. Часть регистрируется как некоммерческая организация под контролем РПЦ. Часть претендует на статус отдельного народа. В 90-е даже был проект «Казакия» - учреждение казачьей республики в составе Российской Федерации. Часть и вовсе предлагает экзотические проекты: создать казачью федеральную службу или учредить ЧОП, полностью состоящие из казаков. Часть включилась в процесс регистрации казачьей политической партии.

- Казаки защищают только своих, - рассказывает турок-месхитинец из Абинска, недавно переехавший в Россию с семьей, и попросивший OK-inform не называть его имени. - Несколько дней назад казаки разгромили похоронную процессию. Они приняли черные траурные повязки на головах моих родственников за отличительные знаки террористического подполья.

Турки-месхетинцы - новая диаспора, очень малочисленная, но экономически активная. В 80-90-е они приезжали в Россию из Грузии, а ныне отправляются в США, так как казаки все активнее преследуют их.

- Это действия со стороны ряженых в различную форму, иногда камуфляжную, - говорит наш собеседник. - Мы заметили, что практически одни и те же лица действуют по всему краю. Так, 95-99% таких провокаторов - из других населенных пунктов, не местные. Иногда и местные, которые гонятся за какими-то титулами, принимают участие.

Заклеймить всех, кто «против»

Жертвами организованного казачьего насилия становятся не только малые народности. 14 апреля стало известно, что воронежские казаки без какой-либо видимой причины преследуют профессора и завкафедрой филологии ВГУ Иосифа Стернина. Его объявили врагом русского языка. Казаки распространили по городу и в университете листовки с призывами «заклеймить некомпетентного профессора и спасти русский язык от присутствия этого человека».

Казаки ворвались в здание телерадиокомпании «Электрон», испортили имущество редакции, выкрикивали ругательства и угрозы.

Коллеги характеризуют профессора как очень порядочного, отличного педагога, который устраивает праздники русского языка, а также организует диктанты для горожан и ездит по деревням с лекциями.

Другой вопиющий случай произошел на днях в Крымске. Казаки ворвались в здание телерадиокомпании «Электрон», испортили имущество редакции, выкрикивали ругательства и угрозы в адрес главного редактора «Электрон-FM» Валерия Донского и требовали отстранить его от работы. Причиной их возмущения стала радиопередача, в эфире которой редактор предложил слушателям обсудить взаимосвязь казачества и РПЦ.

- Я вышел в фойе и начал прямой репортаж c места событий, - прокомментировал ситуацию Валерий Донской. - Никто из них не представился. Мы пытались с ними поговорить, спросить, что они хотят. Мы предложили им выйти в прямой эфир со своими требованиями, но они встретили это предложение в штыки и отказались.

Редакция OK-inform надеется, что обойдется без нашествия казаков на наш офис, - ведь нас тоже не так давно интересовал тот же вопрос.

Казачьи гоп-стопы по всей стране?

- Формально казаки действуют на основании регионального закона о добровольной народной дружине, - комментирует результаты деятельности казачьих патрулей юрист Андрей Морозов, работавший однажды, в 1998 году, по делу о казачьем разбое. - Они могут устраивать патрули только с участием полицейского. Но на практике это соблюдается редко, казаки часто занимаются самоуправством. Более того, полицейские отходят в сторону и позволяют казакам делать то, что им самим не позволяет закон «О полиции».

Фактически речь идет о создании организованных никому не подконтрольных вооруженных группировок. И если надо - это уже готовые карательные отряды против мусульман, буддистов, кришнаитов, атеистов, кого угодно.

В этой ситуации у простого гражданина нет правовых возможностей доказать свою правоту: казачьи патрули имеют численное превосходство и мотивированы на создание конфликта для самоутверждения и доказательства своей полезности. И если такие группы действительно начнут патрулировать города России, самым разумным поведением при встрече с казачьим патрулем будет спасаться бегством.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Антонина, студентка, 20 лет Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии