Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 94.09
Евро 100.53
Юань 1.3

Во исполнение указов!

 Фото: Александр Аксаков Фото: Александр Аксаков Накануне прошлых президентских выборов прозвучали очень важные обещания, направленные на изменение социальной ситуации в стране. Потом они трансформировались в указы. Сегодняшний разговор о том, как они исполняются в сфере культуры и образования

 

По роду деятельности автору статьи приходится много общаться с работниками сферы культуры и образования (высшей школы, средней, дополнительного образования). Автор понимает, что говорить нужно о живых примерах, и просит прощения, что не называет конкретные учреждения, работники которых рассказывали ему о сложившейся ситуации. Эти люди самые, может быть, беззащитные перед лицом высокого начальства. Впрочем, путешествуя в этом году по стране, автор сталкивался везде с примерно одной и той же картиной, увы. И еще. Ни в коей мере автор не претендует на исключительность своих открытий. Все об этом в общем-то знают, но вслух никто не говорит.

Так вот указы. Важные, нужные, впервые показавшие, что власть готова серьезно думать над изменением социальной политики в государстве. Наконец наступает время реализовать эти самые указы. Важнейший вопрос: как, за счет каких ресурсов они будут выполняться. Первое, что сделали чиновники от культуры, - это начали оптимизацию учреждений. Естественно, с целью увеличить зарплату оставшимся. «Оптимизация» - это так называется на чиновничьем языке сокращение штата и увольнение примерно 30% сотрудников. В крупных городах такое увольнение сильно не травмирует людей: ну действительно, может же работник культуры пойти на рынок торговать и даже больше там заработать, чем обещанная оптимизированная зарплата. И только потом, через  поколение, будет чувствоваться эффект от этого сокращения...

«Оптимизация» - это так называется на чиновничьем языке сокращение штатов и увольнение примерно 30% сотрудников

А вот в маленьких городах и поселках, где работы просто нет ни для кого - ни для образованного, ни для необразованного - как быть? А еще есть такие места, где учреждение культуры является градообразующим. На нем все держится - туристы едут в какой-нибудь музей-заповедник или особо охраняемую территорию. Все там трудятся: кто приводит в порядок сады и парки, кто охраняет, кто в музее работает, а кто и убирает. И вот тут сокращение процентов на тридцать превращается в форменную катастрофу. Потому что не просто людям деться некуда, а город или поселок погибает. Это не Пикалево, здесь работники культуры трассы перекрывать не будут. Город гибнет. А ведь был уникальным местом, где учреждение культуры было не только очагом, но и экономической основой. Можно сказать «культурно-экономическое чудо». И вот его оптимизируют. И дальше непонятно, какие перспективы. Видимо, будет только хуже.

Особенным цинизмом попахивает то, что зарплаты после этой оптимизации не увеличивают. А иногда даже сокращают. А еще часть тех работников, кого не сократили, переводят «на контракт»: они начинают получать в разы меньше прежнего, да еще и фактически могут быть безо всяких проблем уволены, если грянет следующая волна «оптимизации».

В высшем образовании, по крайней мере, в тех вузах, о которых информация до автора доходила, картина примерно такая же. Только она приятно расцвечена «хозрасчетными» отношениями. Все преподаватели на трехлетнем контракте. И сокращения идут - просто не так резко: ставки сокращаются и по истечении контракта просто не объявляется конкурс на эту должность. Все, человек ушел. При этом в вузе много «платников». Настолько много, что их негде учить. Не хватает аудиторий. Преподавателей сокращают, а платных студентов становится все больше и больше. Предположим, у преподавателя должно быть занятие с 11 студентами-бюджетниками. Но ему дают еще 26  «платников». Однако повышенной зарплаты он, естественно, не получает. Потому что его нагрузка по часам не увеличена. Можете представить, как меняется качество образования в такой ситуации.

Преподавателей сокращают, а платных студентов становится все больше и больше

Теперь о цифрах. Каждый раз, когда в официальных источниках звучат цифры роста зарплат педагогов, автор впадает в истерику. Вот, например, за время «оптимизации» зарплата кандидата наук, доцента увеличилась с 17 000 рублей до 22 000. Где они берут эти «средние цифры» - тридцать… сорок… семьдесят? Плюсуют зарплату ректора на зарплату преподавателя и делят на два?

Увы, невеселая картина складывается. Одно хочется понять: это все-таки «сопротивление системы», «бояре злые» или так изначально задумано было?

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Екатерина, студентка, 19 лет Сколько стоит образование?
Самое читаемое
Комментарии