Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Образ врага

 Дети играют во дворе в войну. И хорошие у них, конечно, «наши», а враги - конечно, «фашисты». Откуда пошел этот образ, как появился этот враг и почему он продолжает жить в наших головах? Это же целая история

Все рассказанное ниже - авторская версия. Автору кажется, что было примерно так.

Первые попранные свастики и термин «фашист» для обозначения возможного врага мы встречаем в советской прессе в середине двадцатых годов ХХ века. Вы спросите, какой враг, если Гитлер сидит в тюрьме и до прихода его к власти еще много лет… Ну да, только вообще-то немецкая его партия всегда числилась «национал-социалистической», и с исторической точки зрения правильнее называть фашистами только фашистов итальянских, которые пришли к власти в октябре 1922 года. И с тех пор Италия как была фашистской, так долгие годы и оставалась, со всеми характерными атрибутами: национализмом, антикоммунизмом - то есть это был открытый враг существовавшей в Советском Союзе системы. Поэтому вполне логично, что фашистский режим Муссолини представал в газетах и на плакатах вражеским.

Но фашистское движение ширилось. Подобные партии приходили к власти в других странах Европы, а где не приходили, там набирали политический вес - даже во Франции, Англии. И вот именно расширение в отечественных газетах семантического поля от итальянских фашистов к другим и в первую очередь - немецким и можно считать началом формирования нового образа врага. До этого момента противником Советской России представали абстрактные капиталисты разных стран и мастей, а также белоэмигранты, окопавшиеся в Европе.

Когда же все произошло? Думаю, процесс был постепенный, и коррелировался он с усилением власти национал-социалистической партии в Германии. Гитлер никогда не скрывал ненависть к советскому режиму, активно использовал «красный страх», чтобы прийти к власти. Так что картина была ясна. Но… до определенного момента вся эта антифашистская риторика была привычной и достаточно зыбкой. Помнится, в воспоминаниях Фазиля Искандера, учившегося в школе в конце тридцатых, есть рассказ о том, как сначала на уроках в школе учителям было положено ругать фашистов, а потом стало нельзя, и они стали почти друзьями, а потом опять стало можно. Так находил отражение подписание пакта о ненападении (и глубже - страхи правителя спровоцировать неизбежную войну).  

Конечно, начало Великой Отечественной все расставило на места, но, как ни странно, многие современники указывают как на переломный момент на другую дату. Декабрь 1941 года. Тогда после битвы под Москвой советские войска впервые перешли в наступление и вернули часть захваченных немцами территорий. То, что они увидели, не укладывалось в голове, не вписывалось ни в какие рамки международных конвенций о ведении войны, да и просто ни в какие представления о человеческой природе. Сожженные деревни, уничтоженное население, пытки. Виселицы, массовые казни, этнические чистки, голод, устроенный умышленно. Шок и ярость - вот что мы видим в письмах солдат с фронта. Есть факты изъятия таких писем, чтобы не посеять панику и уныние в тылу. Враг был грозным, опасным, беспощадным, и его надо было сделать… смешным. Сделать, чтобы поверить в свои силы.

В нас продолжает жить разделение мира на «наш» и «не наш», где все «не наши» - враги и плетут против нас козни.

Огромная заслуга в поднятии духа народа после первых тяжелых поражений принадлежит трем людям: Куприянову, Крылову, Соколову. Это легендарные Кукрыниксы. Да, молодежи, наверное, известна только популярная рок-группа. В действительности три художника, конечно, не исчерпывали всей пропаганды, но они стали ее символами и наиболее талантливыми представителями всего творческого круга, вносившего немалый вклад в дело победы. Их Гитлер был смешон, анекдотичен и «победим». Их Геббельс, Геринг олицетворяли полную противоположность декларируемым нацистским идеалам. Кукрыниксы гибко отвечали на выпады вражеской пропаганды. Смех над врагом стал оружием ничуть не более слабым, чем пушки и винтовки. Если плакат Ираклия Тоидзе («Родина-мать зовет») поднимал на защиту страны, то карикатуры Кукрыниксов давали веру в победу.

Но Великая Отечественная война завершилась. А правителям оказалось очень удобно, выгодно, чтобы ощущение близкого врага оставалась в нас из года в год, из поколения в поколение. Тому виной, конечно, и масштаб той трагедии, которую пережил наш народ в годы Великой Отечественной. Но напряженными, ждущими агрессии людьми намного легче манипулировать. Собственно, «холодная война» - это по сути своей война идеологий, война лозунгов, статей, телевизионных передач, карикатур и взаимных упреков. Поэтому Кукрыниксы, да и многие другие продолжали создавать образ врага. Не будем обольщаться - это был двухсторонний процесс, уводивший страны обоих политических лагерей все дальше друг от друга, ссоривший народы. То, что было абсолютно, неоспоримо и правильно в годы немецкой агрессии, стало лишь инструментом для удержания власти в следующие сорок лет.

Тем временем два заклятых врага - Франция и Германия, враждовавшие не десятки, но сотни лет, нашли в себе силы примириться и отказаться от взаимных претензий. А в нас продолжает жить разделение мира на «наш» и «не наш», где все «не наши» - враги и плетут против нас козни.

Плакат Н. Хандогина.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Николай, преподаватель в университете, 62 года Сколько стоит образование?
Самое читаемое
Комментарии