Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.59
Евро 100.27
Юань 1.27

Сетевые хомячки

 Иногда хочется писать не только о вещах глобальных, важных, но и о своеобразных социальных феноменах, серьезно воспринимать которые трудно. Речь о хомячках


Как повелось, что некоторых постоянных жителей интернета обзывают сетевыми хомячками? Во всем виноваты лемминги и Уолт Дисней. Когда-то, давным-давно, когда ни о каких сетевых баталиях еще и мысли не было (даже у самых смелых футурологов), да и само электричество было внове, в одной детской книжке о природе, биологи, явно не разобравшиеся до конца в проблеме численности популяций рассказали о массовых самоубийствах леммингов.

В 1958 году, ознакомившись, видимо, с книжкой, Уолт Дисней снял документальную картину «Белая пустыня», или «Белая пустошь» (Wild Wilderness). Там вся история с леммингами и их массовым самоубийством была развернуто и красиво снята. Рассказывалось о том, как они совершают массовый суицид, кидаясь со скалы в воду прямо стаями - по случаю нехватки еды и внезапного роста популяции. Правда, лемминги, что видно на пленке (фильм есть в сети, посмотрите сами), очень не хотят падать в пропасть и всячески этому сопротивляются. Как стало потом известно, работники за сценой сметали их с обрыва шваброй. Это, кстати, тоже можно заметить на пленке. Одним словом, клюква клюквой.

Этим термином обозначают интернет-пользователей, сочетающих в себе две несочетаемые вещи: готовность протестовать, травить, искать врагов по мановению руки некоего авторитета - и уверенность в полной самостоятельности, исключительности и зачастую - особенной одаренности.

Но миф пошел в народ. Самоубийство леммингов стало метафорой неосознанного поведения в толпе. Множество карикатур, рассказов. Тысячи публицистов использовали этот сюжет. И когда в эпоху интернета в русском его сегменте надо было как-то обозначить данный феномен группового поведения, эта метафора оказалось самой подходящей. Только вот незнаком нашему человеку дикий зверь лемминг. Так появилось выражение «сетевые хомячки».

Итак, к самим хомячкам. Что за звери и почему ими кишит интернет. Этим термином обозначают в сети интернет-пользователей, сочетающих в себе две, казалось бы, несочетаемые вещи: готовность протестовать, травить, искать врагов по мановению руки некоего авторитета - и уверенность в полной собственной самостоятельности, исключительности и зачастую - особенной одаренности. Такими характерами полон наш интернет. Про иностранные сегменты не знаю, но думаю, что и там водятся эти звери.

Наши хомячки - животные очень агрессивные и готовы устроить обструкцию любому, кто против их мнения. Только мнения своего у них, как правило, нет, они принимают за собственное то, что им сказали. Среди их вождей есть умелые манипуляторы, качественно и вдумчиво управляющие массовым сознанием, а есть люди, совершенно, кажется, и не ожидавшие такого поворота: ведут себе блог, становятся популярными, а потом раз - и вокруг стадо хомячков, готовое разорвать любого несогласного. Похоже, такая судьба постигла оперуполномоченного Гоблина.

Откуда они вообще взялись? По версии одного хулиганского сайта, аналога Википедии, вся проблема - в офисных работниках, которым на работе нечего делать, вот и сидят они в сети, перемещаясь по ней стадами. По другой версии особо отличаются школьники - спад хомячковой активности действительно коррелируется с общероссийским графиком начала учебы и каникул (что совсем недавно отмечали старожилы Живого Журнала).

Почему же «феномен хомячков» может быть опасен для общества? Прежде всего, на наш взгляд, потому, что стада агрессивных пользователей, высказывающих якобы свое, а в действительности - чужое мнение, обесценили за последнее время в целом значимость слова в сети, и шире - печатного слова вообще. То есть если появляются самостоятельные голоса, оригинальные идеи, конструктивная критика, то они тонут в информационном шуме ничуть не менее эффективно, как если бы эти публикации запрещались или цензурировались. Очень  напоминает работу «глушилок» в советское время: не можем запретить вещание с Запада - так давайте создадим невыносимый шум, чтобы его было не слышно.

Впрочем, здесь, пожалуй, никто специально фон не создавал. Стадное поведение характерно для людей во все времена. Просто в сети «порог стадности», видимо, ниже, и человек не осознает, что, поверив в чей-то пост, перепостив или устроив массовую травлю, он уже находится под влиянием инициатора. Автор неоднократно замечал, что некоторые новости в сети, посты, крики о помощи являются не только скрытой рекламой, мошенничеством, но и чьими-то исследованиями коллективного поведения.

Вот такой забавный социальный феномен. А как его используют - тема отдельной статьи. Так что, надеюсь, мы с вами и о «диванных войнах» поговорим.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Екатерина, студентка, 20 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии