Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Перспективы авторынка - из области фантастики

 Фото: Ford Motor Company Фото: Ford Motor Company Продажи новых автомобилей продолжают падать, на фоне чего Минпромторг предлагает как разумные, так и не очень разумные способы выхода из ситуации

Очередной отчет Ассоциации европейского бизнеса никого не удивил. Несмотря на проведение Московского автосалона и беспрецедентные скидки от производителей, темпы сокращения рынка все растут. Продажи августа оказались сразу на 25,8% меньше, чем год назад, тогда как в июле разница была на уровне 22,9%.

Несмотря на проведение Московского автосалона и беспрецедентные скидки от производителей, темпы сокращения рынка все растут

Все рассчитывают на программу утилизации, недавно объявленную Минпромторгом. Когда систему не удалось запустить сразу же, в первые дни, журналисты поспешили пустить слух, что программа отменяется. Минпромторг же ответил, что все в порядке, а автопроизводители, в свою очередь, распространили пресс-релизы с подтверждениями: ничего не отменяется, приходите в салоны и получайте скидки. Похоже, что утилизация на короткий срок все-таки позволит замедлить спад спроса на авто - за это время правительство найдет выход из украинского кризиса и население перестанет каждый день ждать объявления войны с США.

Что касается вероятных санкций на ввоз иномарок, то конкретики как не было, так и нет. В кулуарах Самарского экономического форума помощник президента Андрей Белоусов устроил маленькую пресс-конференцию и заявил, что у России есть рычаги воздействия на европейских партнеров, в том числе в виде ограничения импорта новых и подержанных иномарок.

Похоже на то, что никаких санкций все-таки не будет, тем более что и толку от них предвидится мало. Сборочные площадки в России есть практически у всех автомобильных компаний, а в случае необходимости наладить «отверточную сборку» на калининградском заводе «Автотор» можно довольно быстро.

Что касается вероятных санкций на ввоз иномарок, то конкретики как не было, так и нет

Подержанные же автомобили из Европы сейчас спросом почти не пользуются - по данным АСМ-Холдинга, в структуре продаж машин с пробегом импортные легковушки занимают всего 0,6%. Те же, кому все-таки непременно хочется авто из Европы, смогут спокойно ввезти его через Белоруссию. Наш сосед никаких санкций против Запада не вводил, а таможенное пространство у нас открытое.

В структуре продаж машин с пробегом импортные легковушки занимают всего 0,6%. Те же, кому все-таки непременно хочется авто из Европы, смогут спокойно ввезти его через Белоруссию

Прозвучали на прошлой неделе и инициативы, которые скорее можно отнести к области фантастики. Например, Минпромторг предлагает ограничить предельный срок эксплуатации грузовиков и автобусов на уровне 15 лет. С одной стороны, стремление властей поддержать производителей понятно: по данным «Автостата», за восемь месяцев 2014 года продажи грузовых машин упали на 17,5%, а автобусов - на 37%.

Правда и то, что машины в автопарках изношены до предела. В глубинке встречаются и древние автобусы ЛиАЗ, вышедшие из употребления в Петербурге еще 15 лет назад, и грузовики ЗИЛ-130 из 70-х годов. Топливо они потребляют ведрами, комфорта не обеспечивают никакого, да и о безопасности говорить трудно.

Другой вопрос, что владельцы старых грузовиков и автобусов явно не готовы сейчас к массовым закупкам новой техники. Самый простой бортовой грузовик ГАЗ-3309 (в народе - «Газон») стоит 870 000 рублей. Автобус ПАЗ-32054 (он же «пазик») - 1 060 000 рублей. Для какого-нибудь провинциального муниципального транспортного предприятия, сельскохозяйственной организации или коммунальной службы это огромные деньги.

Среди «дальнобойных» грузовиков старых машин тоже много, в основном подержанные «европейцы» и «американцы». Как и их собратья-легковушки, они тоже во многом надежнее и комфортнее, чем новые отечественные грузовики. Транспортным компаниям и индивидуальным предпринимателям будет, конечно, несколько проще обновить автомобили, чем муниципалам.

Но коль скоро свои подержанные машины они не смогут продать, то затраты будут существенные. И все они будут обязательно заложены в цену перевозки. А значит, нас ждет очередное подорожание продуктов на полках и ускорение инфляции. Не самая адекватная плата за повышение налоговых поступлений от автопроизводителей.

Минпромторг предлагает ограничить предельный срок эксплуатации грузовиков и автобусов на уровне 15 лет

Второе странное предложение поступило от депутатов фракции ЛДПР. Либерал-демократы предлагают прекращать начислять транспортный налог на владельцев транспортных средств с момента заключения договора купли-продажи. Сейчас налоговая служба меняет данные плательщика только после того, как новый собственник поставит авто на учет.

На первый взгляд, инициатива благородная. Зачастую покупатели не спешат в МРЭО за постановкой на учет и продолжают ездить по чужим документам, не платя налоги и штрафы. Прежний владелец получает квитанции и выясняется, что он все еще числится собственником, а значит - обязан платить.

Продажи августа оказались сразу на 25,8% меньше, чем год назад, тогда как в июле разница была на уровне 22,9%

В ЛДПР вроде бы хотят обезопасить нас от недобросовестных покупателей. Одно «но» - договор купли-продажи придется после сделки самостоятельно нести в налоговую. Заранее можно быть уверенным, что никто не будет это делать. Во-первых, мало кому хочется платить налог с продажи транспортного средства или подавать декларацию. Во-вторых, просто жалко времени на поход в ФНС.

В-третьих, при получении квитанции на транспортный налог на проданную машину есть куда более действенный способ наказать злодея-покупателя. Можно пойти в МРЭО и попросту снять автомобиль в утиль. Новый владелец будет огорчен сверх всякой меры, потому как законной процедуры «возвращения из утиля» не существует.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Николай, преподаватель в университете, 62 года Сколько стоит образование?
Самое читаемое
Комментарии