Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Авторынок побуждают к добровольной конкуренции

 Фото: Martina Nolte Фото: Martina Nolte C декабря 2013 года в России действует «Кодекс поведения автопроизводителей», разработанный Ассоциацией европейского бизнеса при поддержке властей

Особенности принятия и применения кодекса обсудили участники круглого стола в рамках «Дня конкуренции», проводимого Федеральной антимонопольной службой (ФАС).

Пробел в регулировании

Кодекс затрагивает ключевые аспекты бизнес-отношений между автопроизводителями/дистрибьюторами, с одной стороны, и дилерами/независимыми сервисными станциями, с другой. Документ был подготовлен членами Комитета автопроизводителей, согласован с Федеральной антимонопольной службой и Министерством промышленности и торговли, говорится в материалах Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).

Проблема конкуренции на авторынке характерна для многих стран

В ассоциации необходимость появления такого документа, как кодекс, объясняют тем, что действующее российское законодательство прямо не регулирует отдельные аспекты взаимоотношений между автопроизводителями/автодистрибьюторами, официальными дилерами и независимыми сервисными станциями в автомобильном секторе.

Проблема конкуренции на авторынке характерна для многих стран. Так, в Европе есть правила поведения автодилеров. «В России же нельзя было сказать о существовании лучших практик. С точки зрения потребителей, требовалось улучшение состояния дел», - рассказывает руководитель ФАС России Игорь Артемьев.

По его мнению, сложность заключалась в закрытости этого рынка, в некотором ограничении конкуренции. Поэтому ФАС вступила в переговоры с АЕБ с предложением принять меры, которые носят исключительно добровольный характер, но, вместе с тем, опираются на лучшие практики мира для развития конкуренции.

Неформальный путь

Первоначальный путь, который в России является традиционным для всех рынков, - издать закон или постановление правительства, которое установит новые правила, и дальше контролировать эти правила. «Такой путь - это путь долгих попыток. Если бы мы пошли по обычному пути регулирования в этой сфере, мы бы ушли лет на десять в форме взаимных претензий. Мы бы, наверное, чего-то достигли, но значительно меньше, чем нам удалось достигнуть за последние полтора года», - поясняет господин Артемьев.

Неформальные правила сложнее менять, сложнее устранить

Неформальные правила всегда лучше воспроизводятся, их сложнее менять, их сложнее устранить. «Чем больше подобных положительных правил будет на рынке без нашего участия, тем лучше будут эти рынки функционировать», - отмечает начальник управления контроля промышленности и оборонного комплекса ФАС России Максим Овчинников.

Йорг Шрайбер, генеральный директор «Мазда Мотор Рус» и руководитель комитета автопроизводителей АЕБ, отмечает, когда в 2011-2012 годах начиналось обсуждение кодекса, у многих были сомнения в работоспособности такого добровольного механизма.

В качестве базового документа при разработке российского кодекса автопроизводителей были предложены европейские директивы. Документ появился для подписания 6 декабря 2013 года. Кодекс уже подписали все крупнейшие бренды мира, представленные на российском рынке, утверждают в антимонопольном ведомстве.

Плановые результаты

Среди уже осязаемых результатов в ФАС называют недискриминационный доступ к автомобилям и запасным частям. Если раньше запасные части можно было купить только у официального дилера, то теперь эта ситуация «расшита», объясняет Игорь Артемьев. Также в его ведомстве отмечают усиление конкуренции между производителями материалов, более прозрачный отбор дилеров и развитие независимых российских ремонтных мастерских.

«Рынок из замкнутой системы производителей и очень ограниченного количества дилеров превратился в гораздо более открытый рынок, где стало больше дилеров, где дилеры оказались более защищенными, где все машины, механизмы, детали и инструкции стали открытыми», - рассуждает господин Артемьев. Такой вариант улучшения конкуренции уже сейчас приводит к развитию взаимоотношений в этой сфере, повышению качества услуги. Ожидаем, что и цены не будут расти, как это всегда бывает за счет ограничительного эффекта, добавляет он.

Время покажет, насколько добровольные механизмы позволят улучшить качество услуг

Российские антимонопольщики считают, что их модель может быть использована и в других странах. В частности, в странах БРИКС. Кроме того, подобные подходы могли бы применяться не только на рынке продажи и ремонта автомобилей. «Мы могли бы такую же модель предложить фармацевтическим компаниям», - считает Игорь Артемьев.

При этом, однако, не следует забывать, что написание кодексов не всегда приводит к желаемому результату. В России существует много разных кодексов, но подавляющее большинство из них носит декларативный характер и не применяется на практике.

У автодилеров кодекс пока что вызывает только положительные эмоции. «Мы очень довольны, что такой документ, как кодекс поведения, был подготовлен», - отмечает представитель ассоциации «Российские автомобильные дилеры».

Осталось выяснить мнение покупателя. Время покажет, насколько добровольные механизмы позволят улучшить качество услуг и, что не менее важно для потребителя, понизить уровень цен.

 

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Юрий, владелец торговой лавки, 26 лет Сколько стоит образование?
Самое читаемое
Комментарии