Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Автобус под покровом ночи

 Корреспонденты «Общественного контроля» проехались на новых ночных маршрутах

В Петербурге уже две недели по выходным работают ночные автобусы, дублирующие пять маршрутов метро. Они ходят с интервалом движения 15 минут. Корреспондент «Общественного контроля» прокатился в ночных автобусах и выяснил у пассажиров и экспертов все плюсы и минусы нововведения.

Из-за ночных маршрутов отменили дневные

Автобус 3М подкатил к остановке на площади Александра Невского без двадцати три утра. Взойдя на подножку, корреспондент «Общественного контроля» заметил в салоне всего двух пассажиров. Мост Александра Невского был разведён, поэтому Света и Олег Акимовы решили прокатиться к Дворцовой площади и заодно протестировать новую услугу. 

– Мы-то живём на Ржевке и на другой берег перебраться не успели, – уточнил Олег. – А тут смотрим, автобусы снуют через каждые 15 минут. Решили прокатиться по центру, погулять, так сказать, в большом городе

И действительно, выйдя на следующей остановке, удалось убедиться, что автобусы не нарушают график, идут с небольшим интервалом. С учётом того что часть пассажиров в них ехали, чтоб скоротать время до сведения мостов – не расточительно ли это, устраивать такой плотный график?

– Я бы сравнил этот интервал с пиром во время чумы, имея в виду, что «Пассажиравтотранс» – государственное, убыточное предприятие, – говорит глава движения «Петербуржцы за общественный транспорт» Владимир Фёдоров. – Надо исходить из того, что любой автобус – это деньги. Причём наши с вами. Интервал движения должен быть 30-40 минут. Тогда ночные автобусы подберут всех гуляющих и опоздавших и даже тех, кто поздно закончил работу. При этом с дневных маршрутов не будет нужды снимать много машин.

А ведь сейчас 70 ночных водителей и их стальных коней снимают именно с маршрутов дневного движения. Дополнительные траты заключаются ещё и в том, что оплату труда в ночное время в соответствии с трудовым кодексом нужно удваивать. 

Работа чиновников – как курсовик троечника

Впрочем, были и остановки, на которых собиралось большое количество пассажиров. Например, на Садовой улице было около 20 человек.

– Пользовалась бы маршрутом, который двигается по Московскому проспекту часто, – говорит преподавательница одного из вузов Лариса Семёновна. – Но я так долго искала маршрут в Интернете, что опасалась, смогу ли найти остановку. Ведь она была далеко от метро. Вообще-то дело благое. Но качество подачи информации о ночных автобусах на сайте комитета по транспорту я сравнила бы с курсовиком студентов-троечников. Хоть бы одну табличку дали бы, как мы, преподаватели, студентам говорим. Но ведь нет. Опубликовали какие-то списки через запятую, в которых никогда никто не разберётся.

На защиту чиновникам в телефонной беседе с корреспондентом «Общественного контроля» встала специалист «Пассажиравтотранса» Татьяна Клепикова. Она уверяет, что водители детально проинструктированы и не пропустят желающих воспользоваться их машиной.

– Шофёр по нашему указанию обязан останавливаться на всех остановках, даже на тех, где нет табличек с номерами ночного маршрута, – говорит Клепикова. – Кроме того, в ночное время работают наиболее коммуникабельные водители, которые могут членораздельно объяснить, куда идёт автобус. 

Ночью в воскресенье придётся ходить пешком

Значительному числу петербуржцев, раззадоренных появившимся ночным транспортом, никто не объяснил, что выходные заканчиваются в 23 часа 59 минут. Петербурженка Екатерина рассказала «Общественному контролю», что рассчитывала доехать до дома к станции «Ломоносовская», но не поняла, что чиновники не включают в выходные ночь с воскресенья на понедельник.

– Пошла ловить машину, – призналась студентка института культуры, прождавшая ночной автобус 20 минут. – Внимательно смотрела на сайте расписание. Думала, оно действительно и на первые часы понедельника. Но, видимо, чиновничий язык не всегда могут понять гуманитарии.

Петербургскому ночному транспорту и впрямь не хватает рекламной поддержки. Только несколько дней назад проект стали рекламировать в метро. А на остановках автобусов социальной рекламы крупного формата нет. Можно вывесить её на дневных маршрутах и делать объявления в салонах. Но всё это нужно было делать заранее.

Впрочем, «Пассажиравтотранс» готов исправлять собственные недочёты. Например, продлены маршруты 5М вглубь Купчино от станции метро «Волковская», тем более что там вскоре появятся новые остановки метро. Впрочем, есть много участков на карте города, куда даже водитель ночного автобуса не довезёт пассажиров. 

– Это издержки того, что маршруты жёстко привязаны к веткам метро, – напоминает защитник прав пассажиров Владимир Фёдоров. – Например, тем же жителям Ржевки или Пискарёвки всё равно придётся гулять не в самых безопасных местах, так как автобусы довезут их лишь до «Ладожской» или «Площади Ленина».

Невозможно ночным автобусом перебраться из соседнего окраинного района в другой район города. То есть круговое движение, как в метро, так и в автобусе остаётся мечтой.

Однако первый шаг в открытии ночного движения сделан. Ночной мониторинг «Общественного контроля» показывает, что круглосуточный транспорт необходим не только Лондону, Парижу, Праге, но и Петербургу. И уж летом он точно нужен не только в выходные дни. Ведь в сезон отпусков никто, кроме чиновников, не высчитывает, что выходные заканчиваются в 23.59 воскресенья. Возможно, если интервал в 15 минут увеличить, то удастся найти средства на ночной транспорт с понедельника до понедельника?..


 

Справка «Общественного контроля»

Статистика комитета по транспорту показывает, что наибольшее число пассажиров пользуются услугами автобуса 2М, который дублирует «синюю» ветку метро. Второй по популярности маршрут 3М, который идёт параллельно «зелёной» ветке. Пик ночного пассажиропотока приходится с 00:00 до 1:30. В это время, по статистике Смольного, автобусами в основном пользуются молодые люди и туристы, которые расплачиваются за наличный расчёт. После двух часов ночи в спросе на ночные автобусы наступает спад. Рост пассажиропотока отмечается после четырёх утра. В это время автобусами пользуется молодёжь, ведущая ночную жизнь, и те, кто в ранний час добираются на работу.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Татьяна и Руслан, юрист и шеф-повар, 32 года Сколько стоит образование?
Самое читаемое
Комментарии