Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 94.09
Евро 100.53
Юань 1.3

Где в России можно строить?

строительный генплан Фото: Иван Макеев/Коммерсантъстроительный генплан Фото: Иван Макеев/Коммерсантъ К 1 апреля этого года все регионы Российской Федерации должны иметь схемы территориального планирования, а все городские поселения - генеральные планы: OK-inform разбирался, насколько это возможно в реальности

Без схем территориального планирования органы государственной власти и местного самоуправления не имеют права принимать решения о выделении земель для размещения на них объектов федерального, регионального и местного значения. Поблажка до конца года сделана лишь для сельских поселений и только для размещения на их землях объектов местного значения. Этого требует ч. 4 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 30.12.2012 № 289-ФЗ. Между тем, если субъекты Федерации поспешили свои документы территориального планирования принять (качество их - разговор особый), то на муниципальном уровне все обстоит гораздо хуже.

На уровне муниципалитетов готова хорошо как половина схем территориального планирования муниципальных районов и генеральных планов поселений. То есть, формально говоря, с 1 апреля на значительной части России строить ничего нельзя.

Градостроительный кодекс предусматривает необходимость разработки и принятия документов территориального планирования на нескольких уровнях. Первый - федеральный. На нем, в соответствии с нынешним Градкодексом, принимаются схемы развития транспорта, энергетики, высшего профессионального образования и здравоохранения, а также размещения объектов, связанных с обороной и безопасностью страны. В этих документах описывается, где на территории России федеральные власти собираются строить железные и автомобильные дороги, порты и аэропорты, прокладывать высоковольтные линии  электропередач и магистральные трубопроводы, возводить новые вузы и крупные медицинские центры и т.д. В общем, речь идет о размещении всех объекты, которые имеют федеральное значение и строятся на федеральные деньги.

Далее следуют схемы территориального планирования субъектов Федерации. На них точно так же размещаются объекты регионального значения. Причем, в отличие от схем федерального уровня, представляющих собой пять различных документов, на региональном все сводится в один. Плюс к тому, размещаются не только объекты инфраструктуры, но и промышленные и сельскохозяйственные предприятия.

Следующий уровень - схема территориального планирования муниципального района. Полный аналог соответствующего документа регионального уровня, только в ней уже прописывается размещение объектов местного значения.

И наконец - генеральный план поселения. От прочих он отличается тем, что здесь объекты должны быть привязаны не приблизительно, а точно, с указанием конкретного земельного участка. То есть, если документы предыдущего уровня - это, в какой-то степени, «хотелки», то в генпланах все должно быть конкретизировано. Причем, как ни странно, это касается не только объектов местного значения, но и региональных и федеральных. Только на уровне Генплана им предписывается вполне определенная земля.

Как показал опыт первых двух десятилетий строительства капитализма в России, рынок сам способен определить только место, на котором можно построить ларек.

Зачем они вообще нужны, эти документы территориального планирования? Как показал опыт первых двух десятилетий строительства капитализма в России, рынок сам способен определить только место, на котором можно построить ларек. А вот если речь идет о крупном предприятии или, скажем, порте, сразу выясняется, что без объектов инфраструктуры и кадров оно существовать не может. Но обеспечение ими – задача государства. И если не увязать государственные планы развития с программами частных компаний, получается ерунда.

Развивается порт Усть-Луга, растет объем перевозок к нему грузов по железнодорожной ветке Мга-Веймарн, - и вдруг выясняется, что автотранспорт на многих дорогах Ленинградской области часами вынужден стоять перед переездами. Потому что государственные органы не озаботились вовремя построить виадуки.

Или, наоборот, построят в Новгороде новую подстанцию, а на жилой квартал, для обеспечения которого она возводилась, у инвестора средств не хватит. И то, и другое одинаково накладно при рыночной-то экономике.

Вот и появилось в Градостроительном кодексе понятие о территориальном планировании, которое должно все эти планы увязать между собой, и к тому же привязать к земле, к конкретным участкам и ресурсам.

Но, как это всегда бывает в России, хотели как лучше, а получилось как всегда. Впрочем, это уже тема для следующего материала.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Дмитрий, студент курса программирования компьютерных систем, 16 лет Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии