Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Порошенко встал на опасный путь мира

 Фото: http://www.president.gov.ua Фото: http://www.president.gov.ua На днях Верховная Рада Украины приняла предложенные президентом Петром Порошенко законы об особом статусе для отдельных районов Донецкой и Луганской областей, а также об амнистии для участников повстанческого движения на Юго-Востоке. По мнению экспертов, уже сам факт принятия этих законов украинским парламентом  - большое достижение Порошенко

При этом все понимают, что тем самым он встал на путь противостояния с украинскими радикалами, проникшими во все структуры украинской власти. И в ближайшее время они постараются либо свести действие этих законов на нет, либо убрать из политики самого Порошенко.

За документ, на три года определяющий статус части Луганской и Донецкой областей, контролируемых ополченцами, проголосовали соответственно 277 и 287 депутатов Верховной Рады.

За документ, на три года определяющий статус части Луганской и Донецкой областей, контролируемых ополченцами, проголосовали соответственно 277 и 287 депутатов Верховной Рады. Согласно закону, на этих территориях вводится «особый порядок местного самоуправления». В районах, контролируемых ополченцами, 7 декабря нынешнего года должны пройти выборы в местные органы власти. Там предполагается создать отряды народной милиции, напрямую подчиненные сельским или городским главам, избранным местными жителями.

Закон об амнистии формально гарантирует освобождение от уголовной ответственности всем участникам повстанческих отрядов и членам самостийных органов власти ДНР и ЛНР. Но на деле он содержит массу оговорок. Например, о том, что повстанцев не будут преследовать по закону лишь при условии, если за месяц с момента вступления закона в силу они освободят всех заложников, сдадут оружие и разблокируют органы госвласти. Тех из них, кто «совершил тяжкие преступления» в ходе войны на Юго-Востоке, все равно будут искать.

То есть в вольной трактовке он все равно развязывает руки националистам, которые захотят отомстить лидерам и ополченцам Юго-Востока.

Но даже при таких формулировках принятие обоих законов проходило крайне нелегко - людям из окружения Порошенко пришлось уговаривать многих депутатов проголосовать за них. Когда законы со второй попытки все же приняли, националисты в Раде были в ярости.

- Оба закона протащили с нарушением процедуры - тайное голосование было незаконным! Гнусно - по инициативе президента, руками Рады сливают Донбасс! - заявил депутат движения «Батькивщина» Андрей Шевченко.

А лидер радикалов из «Правого сектора» Дмитрий Ярош даже пригрозил Порошенко судьбой экс-президента Украины Виктора Януковича.

- Оба закона протащили с нарушением процедуры - тайное голосование было незаконным! Гнусно - по инициативе президента, руками Рады сливают Донбасс! - заявил депутат движения «Батькивщина» Андрей Шевченко.

- Тайное голосование, с помощью которого были приняты законы, не имеет никакой юридической силы. Хотя ждать разрешения от судей, прокуроров и милиции на отмену этих законов не стоит. Если президент Порошенко не опомнится, у нас на Украине будет новый президент и главнокомандующий... Если кто в это не верит, то пусть напишет письмо Януковичу. Тот подтвердит, что неосуществимое - осуществляется, - заявил главный «правосек».

Эксперты характеризуют новые украинские законы как «палку о двух концах». 

С одной стороны, они создают хоть какие-то предпосылки для продолжения мирного процесса на Донбассе. С другой - потенциально способны вновь поляризовать украинское общество, вплоть до появления «третьего Майдана».

Недаром уже в эти дни Майдане Незалежности в Киеве опять собираются десятки боевиков «Правого сектора» и членов добровольческих батальонов, воевавших на Юго-Востоке. Они выражают свое недовольство политикой Верховной Рады и  правительства, требуя более радикальных действий в отношении ополченцев Донбасса. И президенту Украины отныне придется как-то сдерживать эти силы.

- Порошенко - человек, способный принимать взвешенные, разумные решения. Он - крупный бизнесмен, имеющий колоссальный опыт компромиссов. Но политика - это искусство возможного. Украина стоит перед угрозой дефолта: денег в бюджете нет, а экономика разваливается на глазах. Поэтому для него было очень важно хоть как-то договориться с ополченцами, снять напряжение от конфликта. Киев уже нашел некую «формулу взаимодействия» с Евросоюзом, пытается учитывать интересы России... Значит, он может при желании сделать то же самое и в отношении ЛНР и ДНР, - говорит политолог Борис Шмелев.

Тем не менее руководители Донбасса уже заявили, что не намерены выполнять условия, прописанные в принятых Радой законах. Причин для недовольства у них более чем достаточно. Во-первых, закон «Об особом статусе» распространяет  этот порядок только на ту часть регионов, которую сейчас контролирует  ополчение. Это примерно треть территории Луганской и Донецкой областей, что  совершенно неприемлемо для Новороссии.

- Это - не совсем справедливая ситуация, потому что наступление ополчения на Запад было остановлено не на поле боя, а искусственно, дипломатическими методами. И к тому же во многом - благодаря усилиям России, - говорит политолог Андрей Епифанцев. - По сути, новый «план Порошенко» - это капитуляция ополчения. Почти такая же, какую он предлагал ранее как условие своего первого плана перемирия: «Я прекращаю боевые действия, а вы - складываете оружие». В принципе, в принятых Радой законах нет почти ничего из того, что требовали для себя ЛНР и ДНР, - заключает эксперт.

С одной стороны - объявляется амнистия, а с другой - выдвигается ряд существенных статей, которые ее отменяют. Исходя из характера военной операции, которая была на Донбассе в последние месяцы, все ополченцы по факту выведены из-под амнистии.

Еще одна причина недовольства лидеров Донбасса принятыми законами - русский язык не получает в «отдельных» регионах статуса государственного. В документе говорится: «Жители региона имеют право использовать его в общественной жизни». А вот в госорганизациях жители ЛНР и ДНР использовать его не смогут. То есть никакого «языкового компромисса» не предусмотрено.

Наконец, с одной стороны - объявляется амнистия, а с другой - выдвигается ряд существенных статей, которые ее отменяют. Исходя из характера военной операции, которая была на Донбассе в последние месяцы, все ополченцы по факту выведены из-под амнистии.  

- Если помните, Майдан к концу зимы обострился, потому что Янукович внес в законодательство статьи, по которым «митингувальники» получали судебные сроки. И многие люди продолжали стоять на Майдане просто для того, чтобы не сесть в тюрьму. Сейчас - такая же ситуация. То есть законом определено, что все ополченцы сейчас сядут в тюрьму, - говорит Борис Шмелев.

Общее мнение политологов: новые «мирные» законы для Новороссии неприемлемы. По сути Украина, с треском проиграв военную операцию и стоя на краю экономической катастрофы, все же смогла заключить перемирие на своих условиях, не поступившись почти ничем. Президент Украины в условиях гражданской войны попытался смягчить ситуацию, по крайней мере - оттянуть время. Надежда - на то, что через два месяца, после парламентских выборов, у него будет иная Рада, которая не будет говорить лишь одно слово - «война». А на данный момент Порошенко попытался хотя бы декларативно стать «президентом примирения» для запада и востока страны.

Впрочем, сколько продлится это примирение - еще большой вопрос. Недаром официальные лица Украины стараются не конкретизировать ни будущие границы «особых» территорий, ни период их существования. 

- В законах, принятых Радой, говорится о территориях, «временно находящихся под контролем ополченцев». Но речи об определении границ этих территорий пока не идет. Сейчас там действует режим прекращения огня - и мы надеемся, что нам удастся освободить всех наших военнослужащих, находящихся в плену, и укрепить наши вооруженные силы. Все, что произойдет в дальнейшем, - неизвестно. Но мы готовы к любому развитию событий, - заявил член Совета безопасности и обороны Украины Андрей Лысенко.

Так что в Киеве вполне допускают, что «компромиссные» законы, принятые Радой, могут действовать вовсе не три года, а значительно меньшее время. Например, столько, сколько понадобится для того, чтобы сломить сопротивление ополченцев и вернуть весь Донбасс под контроль Киева.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Катя, юрист, 33 года Сколько стоит образование?
Самое читаемое
Комментарии