Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.51
Евро 98.91
Юань 1.27

Из Москвы в Казань - за 3,5 часа

 Фото: wikimedia.org Фото: wikimedia.org Если чиновники и строители железных дорог придут к консенсусу, то через каких-то 5 лет россияне смогут путешествовать на поездах не просто с ветерком, а со скоростью 400 км/ч

На совещании о перспективах развития высокоскоростного железнодорожного сообщения, которое состоялось 27 мая прошлого года в Сочи, президент России Владимир Путин поставил задачу  - до 2018 года построить и запустить первую в России высокоскоростную железнодорожную магистраль от Москвы до Казани с перспективой ее продления до Екатеринбурга. На V Всероссийской научно-практической конференции «Саморегулирование в строительном комплексе: повседневная практика и законодательство», прошедшей 17 сентября в Петербурге, обсуждалось, насколько выполнима поставленная главой государства задача.

1 октября 1964 года между Осакой и Токио была открыта первая в мире линия высокоскоростной железнодорожной магистрали с 17 станциями - протяженностью 515 км.

Россия отстала от всего мира на 50 лет

Открывая секцию «Вопросы создания нормативно-технической документации для проектирования высокоскоростных железнодорожных магистралей», председатель правления НП СРО «МООАСП» Геннадий Талашкин констатировал, что Россия на 50 лет отстала от всего мира в вопросе строительства высокоскоростных железных дорог.

- 1 октября 1964 года между Осакой и Токио была открыта первая в мире линия высокоскоростной железнодорожной магистрали с 17 станциями - протяженностью 515 км. Уже полвека весь мир развивается в этом направлении, России нужно наверстывать упущенное, - сказал Геннадий Талашкин, который также является замглавы комитета высокоскоростного железнодорожного транспорта Национального объединения проектировщиков.

Этот комитет создан в конце июня 2014 года. Возглавил его Михаил Посохин, президент Национального объединения проектировщиков.

- В задачи комитета высокоскоростного железнодорожного транспорта НОП входит все, что касается нормативно-технической документации, поскольку ее еще только предстоит разрабатывать, - сказал на научно-практической конференции Алексей Степаненко, заместитель исполнительного директора НП СРО «МООАСП». - Кроме того, мы планируем организовать обсуждение вопросов проектирования и строительства высокоскоростных железнодорожных магистралей в России в профессиональном сообществе, чтобы разрабатываемая документация не противоречила другим нормативным актам и отвечала требованиям времени.

По словам Алексея Степаненко, в комитете войдут такие эксперты в области железнодорожного строительства, как сотрудники ОАО «Скоростные магистрали», ОАО «РЖД», «Ленгипротранса», «Росжелдорпроекта», НИИЖТ, НИИАС, ПГУПС и другие. Состав членов комитета сейчас уточняется.

Высокоскоростные поезда с максимальной скоростью 400 км/час будут курсировать между Москвой (отправка с Курского вокзала) и Казанью, совершая остановки во Владимире, Нижнем Новгороде и Чебоксарах.

Время в пути сократиться в 4 раза

Геннадий Балабанов, начальник технического управления департамента по строительству и новым технологиям ОАО «Скоростные магистрали», рассказал, какой будет первая в России высокоскоростная магистраль. Он представил пилотный проект, выбранный из более 50 вариантов и одобренный рядом ведомств.

Согласно проекту, высокоскоростные поезда с максимальной скоростью 400 км/час будут курсировать между Москвой (отправка с Курского вокзала) и Казанью, совершая остановки во Владимире, Нижнем Новгороде и Чебоксарах. Протяженность высокоскоростной магистрали (ВСМ) составит 770 км, а время в пути - 3 часа 30 минут вместо привычных 14 часов.

- Предполагается, что помимо пассажирских поездов по высокоскоростной магистрали будут ездить контейнеровозы со скоростью до 160 км/час, а также ускоренные региональные поезда со скоростью 200 км/час и маршрутами до 200 км, - сказал Геннадий Балабанов.

Над созданием специальных технических условий для проектирования высокоскоростной железнодорожной магистрали между Москвой и Казанью трудятся в Петербургском государственном университете путей сообщения. Не исключено, что после внесения определенных коррективов эти СТУ лягут в основу будущей нормативно-технической документации.

По словам начальника Технического управления Департамента по строительству и новым технологиям ОАО «Скоростные магистрали», уже на стадии строительства ВСМ Москва - Казань создаст 370 тысяч рабочих мест, дополнительные налоговые поступления в бюджет будут составлять 3,8 трлн рублей.

Строительство первой высокоскоростной магистрали будет стоить более 1 трлн рублей

Планируется, что инвестиции в проект составят более 1,06 трлн рублей, 380 млрд из которых - это невозвратная госсубсидия. ВСМ Москва - Казань будут строить на условиях государственно-частного партнерства. Заинтересованность в участии в нем уже выразили некоторые крупные отечественные и иностранные компании.

Планируется, что инвестиции в проект составят более 1,06 трлн рублей, 380 млрд из которых - это невозвратная госсубсидия.

- По масштабу и влиянию на социально-экономическое положение в регионах проект ВСМ Москва - Казань является проектом общегосударственного значения, - подчеркнул Геннадий Балабанов.

К слову, накануне Минфин РФ опубликовал проект бюджета на 2015-й и плановый период 2016 - 2017 годов, в котором говорится, что ОАО «РЖД» может получить 70,6 млрд рублей в уставный капитал для реализации «приоритетных инвестиционных проектов по развитию железнодорожной инфраструктуры общего пользования, в том числе Московского региона, на участке Междуреченск - Тайшет, а также в целях создания высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва - Казань».

«В одну телегу впрячь неможно коня и трепетную лань»

Выступая с докладом «Проблемные вопросы проектирования ВСМ», Тимур Ус, руководитель проекта ВСМ ОАО «Ленгипротранс», сделал акцент на том, что отечественного опыта по выполнению полного комплекса проектирования и строительства высокоскоростных железнодорожных магистралей нет, а значит - в этом деле не обойдется без определенных трудностей.

- Во-первых, как уже было озвучено, нет нормативно-технической базы, без которой выполнение поставленной государством задачи невозможно, - сказал Тимур Тихонович. - На ее разработку требуются годы.

Организовывать на ВСМ совмещенное движение, то есть пускать по ней пассажирские поезда со скоростью 400 км/час и грузовые поезда со скоростью 160 км/час, - это почти то же самое, что в одну телегу впрягать коня и трепетную лань.

Во-вторых, по мнению руководителя проекта ВСМ Ленгипротранса, начинать проектирование скоростной магистрали, не зная, какой подвижной состав будет по ней ходить, неправильно. Поэтому надо скорее с этим определяться.

- В-третьих, организовывать на ВСМ совмещенное движение, то есть пускать по ней пассажирские поезда со скоростью 400 км/час и грузовые поезда со скоростью 160 км/час, - это почти то же самое, что в одну телегу впрягать коня и трепетную лань. Это непреодолимая разница, с которой столкнутся разработчики СТУ, - считает Тимур Ус. При этом главный специалист Ленгипротранса опирается на опыт зарубежных специалистов.

Зарубежные коллеги так же удивляются решению российского правительства запускать на магистрали Москва - Казань поезда со скоростью 400 км/час, поскольку после скорости 350 км/час расходы растут в геометрической прогрессии, говорит Тимур Ус.

- Есть еще и проблема со сроками выполнения проектно-изыскательских работ. В нашей стране давно не было больших изысканий, а в рамках проекта ВСМ придется пробурить 430 тысяч погонных метров. Если учитывать, что на инженерно-геологические изыскания будет отведено 15 месяцев, то нужно будет бурить 28 тысяч погонных метров в месяц. При этом будут задействованы 1 700 человек, то есть 10 - 15 подразделений геологов. Это колоссальные цифры для России, - отметил Тимур Ус.

По словам эксперта, это лишь малая часть проблем, с которыми предстоит столкнуться при проектировании и строительстве ВСМ Москва - Казань.

Другие специалисты говорят, что проект вряд ли когда-либо окупится. Причем в числе сомневающихся и министр экономического развития Алексей Улюкаев, и глава Сбербанка РФ Герман Греф. Однако здесь уместно напомнить о первой в мире высокоскоростной магистрали Токио - Осака, которая 1 октября будет отмечать свое 50-летие. Эта ВСМ начала приносить прибыль уже через 3 года, а через 7 лет после введения в эксплуатацию, благодаря продаже билетов и услуг, полностью окупила затраты на строительство. Но Россия и Япония сами по себе несравнимы…

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Рита, фотограф, 17 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии