Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.51
Евро 98.91
Юань 1.27

Газовый торг вышел на финишную прямую

 Фото: http://www.gazprom.ru Фото: http://www.gazprom.ru Газовые переговоры России и Украины, похоже, входят в решающую стадию. 26 сентября на трехсторонней встрече Москвы, Киева и Брюсселя в Германии произошел прорыв. Он состоял в том, что глава Минэнерго Незалежной Юрий Продан впервые подтвердил, что его страна все же готова заплатить часть долга за российский газ - хотя бы для того, чтобы не замерзнуть зимой, которая уже на носу

Новый раунд газового торга должен состояться в ближайшие пару дней, и в его преддверии в информационном пространстве РФ, Украины и ЕС не утихают споры - сколько, как и, главное, за что именно должен заплатить Киев.

Российский взгляд на газовую проблему максимально четко изложил на днях глава российского Минэнерго Александр Новак. Министр пояснил: Россия ждет от Украины 3,1 миллиарда долларов, из которых 2 миллиарда пойдут на оплату долга, а остальное - в качестве предоплаты за новые поставки.

 - Предоплата газа и частичная оплата задолженности в 2 миллиарда долларов - это процесс, который видится нам одновременным. Для нас принципиально: до начала поставок должна быть погашена часть долга. Если этого не будет, ни о каких новых поставках газа не может быть речи. Иначе получится игра в одни ворота: мы опять будем поставлять газ, а вопрос про долг откладывать на потом, - пояснил Новак.

Для нас принципиально: до начала поставок должна быть погашена часть долга

У украинских чиновников единой позиции по выплатам за газ, как ни странно, нет до сих пор. Это в России немыслимо, чтобы министр энергетики уверял партнеров в одном, а премьер-министр страны говорил совсем другое. В нынешнем Киеве подобное в порядке вещей. То есть, пока министр Продан договаривается с Россией и ЕС и дает обещания, премьер Украины Яценюк говорит, что «не в курсе деталей переговоров». И вообще, он намерен ждать результатов Стокгольмского арбитража, в который Москва и Киев подали встречные иски (а рассмотрены они будут лишь к концу 2015 года). 

При этом в Киеве идет яростная подковерная борьба за то, чтобы «и на елку влезть, и зад не уколоть». Там помнят: на украинских счетах уже лежат те самые 3 миллиарда долларов, предоставленные Западом специально на оплату долгов за газ перед РФ. Но отдавать вот так, запросто, такие деньжищи украинцам мучительно не хочется. Поэтому в Киеве заявляют, что для начала надо бы изменить условия контракта между «Нафтогазом» и «Газпромом». Ну, чтобы в 2015-м, после холодной зимы, начать платить не 385 долларов за тысячу «кубов», а откуда-то взявшуюся «справедливую» цену в 268 «зеленых».

Или начинают утверждать, что 3 миллиарда долларов, которые Киев намерен перечислить Москве, вовсе не отдача долга, а «предоплата за будущие поставки газа». Потому что долгов за собой украинцы… не чувствуют. Это, кстати, интересный вопрос: почему же в Незалежной не чувствуют необходимости платить за газ, который там с удовольствием потребляли до июня? Ответ на него дает ведущий эксперт энергетических программ украинского Центра Разумкова Владимир Омельченко:

- В нынешней ситуации Украина не должна допустить, чтобы долги отдавались по ценам, которые ей навязывает «Газпром». И вообще, о каких долгах может идти речь, если Россия причинила ущерб Украине своими военными действиями? И отняла украинскую собственность в Крыму на десятки миллиардов долларов? Какие теперь могут быть долги за Украиной? - вопрошает украинский эксперт.

В «Газпроме» не торгуются и не идут ни на какие серьезные уступки

Эту точку зрения в Незалежной, как ни странно, разделяют десятки вполне серьезных политиков и чиновников. Мол, раз забрали у нас Крым и не дали оккупировать Донбасс – значит, и дальше поставляйте нам газ и не жужжите! То есть в Киеве с легкостью переводят чисто экономическую проблему в политическую плоскость. Но в Москве прекрасно умеют «отделять мух от котлет» и стоят на своей позиции: «утром - деньги, вечером - стулья».

Европейцы в этой ситуации оказались в затруднительном положении. Политически всеми силами поддерживая «демократический» Киев, они отлично понимают: поддержка его в нежелании отдавать долги соседям может завести Брюссель слишком далеко. Например, поставить в положение, когда зимой замерзающая Украина начнет отбирать из трубы транзитный газ, адресованный восточным странам ЕС, - а ей при этом и слова не скажешь. Поэтому Брюссель, в лице еврокомиссара по энергетике Гюнтера Эттингера, сейчас старается любыми путями заставить Москву и Киев пойти на компромисс.

Россия, глядя на всю эту «газовую свистопляску», ведет себя крайне терпеливо - не позволяя себе ни окрика на зарвавшихся партнеров, ни усмешки в ответ на их нелепые аргументы. Во-первых, в Москве слишком хорошо знают украинских переговорщиков - со всеми их ужимками и прыжками, стенаниями и выворачиванием пустых карманов. И не менее хорошо знают, что неизбежное наступление зимы все равно заставит украинцев заплатить. Поэтому в «Газпроме» не торгуются и не идут ни на какие серьезные уступки.

- Если «Газпром» пойдет на уступки и, как следствие, продолжит поставки газа на Украину, это покажет слабость России в данном вопросе. А слабость в чем-то одном в большой политике означает слабость в чем-то другом. Значит, вскоре мы получим нагнетание обстановки и еще большее давление со стороны Киева и Брюсселя, направленное на то, чтобы Россия сдавала позиции и в других вопросах. А поскольку давить на Россию будут в любом случае, то сдавать какие-то рубежи сейчас просто бессмысленно, - говорит Дмитрий Солонников, директор Института современного государственного развития.

Параллельно с трехсторонними переговорами с РФ и ЕС в Незалежной возникают «гениальные» идеи насчет того, как прожить зиму вовсе без российского газа и таким образом сэкономить 3 миллиарда долларов. То Киев решает покупать у нас же уголь (поскольку Донбассу сейчас не до поставок угля). То возлагает надежды на реверсный газ из стран Восточной Европы - хотя этот маневр Москва уже пресекла, веско поговорив с потребителями из Польши, Словакии, Венгрии и других стран. Есть в Киеве и третий тренд - до последнего сбивать цену на газ. 

- Весь вопрос в том, по какой цене Украина будет рассчитываться по так называемым долгам. Если мы рассчитаемся по цене, выставленной Россией (а она минимум на 100 долларов выше рыночной), то мы стопроцентно проиграем Стокгольмский арбитражный суд. Это лишь очередной российский «капкан», которого Украина должна избежать, - считает экс-работник «Нафтогаза», эксперт по вопросам энергетики Валентин Землянский.

Украина борется не столько за экономическую выгоду, сколько за политическую победу

В целом эксперты признают: странное, непоследовательное и порой нелогичное поведение Украины в газовом вопросе объясняется тем, что Киев действует на переговорах не как самостоятельная сторона. Серьезное давление, причем разнонаправленное, на него оказывают Брюссель и Вашингтон. И если европейцы склонны как можно быстрее развязать «газовый узел», то главная цель Вашингтона - проверить на прочность позиции Москвы. Поэтому иногда создается впечатление, что Украина борется не столько за экономическую выгоду, сколько за политическую победу. Причем не столько за свою, сколько за победу своих «хозяев». И эта борьба, увы, еще не закончена.

- С одной стороны, согласие на начало выплат и признание Киевом фиксированной цены в 385 долларов - это безусловная победа России. С другой, это лишь первый, небольшой шажок. Действия Москвы показали: жесткие условия на переговорах действуют, это хороший политический аргумент, позволяющий держать в руках рычаги давления на партнеров. Но до полной победы еще далеко, ведь Украина пока не признала за собой весь газовый долг более чем в 5 миллиардов долларов. Не говоря уже о согласии его выплатить. Так что на новом витке газовых переговоров предстоит решить массу проблем. Между тем зима приближается, и главный вопрос - чем все это закончится для простых украинцев. Будет у них газ этой зимой или нет? - считает Дмитрий Солонников.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Валентин, учитель, 34 года Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии