Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.44
Евро 99.58
Юань 1.29

Петербургское метро: проблемы развития

 Фото: Михаил Щербаков Фото: Михаил Щербаков Наш метрополитен одновременно и гордость, и громадная проблема города. Попробуем рассмотреть в историческом ключе основные сложные моменты в его развитии и сформулировать самые насущные, самые злободневные вопросы для главного городского транспорта

Метро - своеобразная кровеносная система Петербурга. В отличие от наземных городских магистралей, забитых пробками (тут сами собой напрашиваются медицинские аналогии с тромбами), она работает относительно стабильно и надежно. В этом несомненная заслуга тех людей, чьими стараниями держится вся система подземного транспорта. Но есть несколько проблем, которые преследовали наше метро на протяжении всех лет существования. Их можно сформулировать в следующем порядке: дорого, мало, долго.

Дорого. У нас очень дорогой метрополитен. Думается, один из самых затратных по уровню капвложений. Потому что на финском болоте строить метро нужно очень, очень глубоко. К тому же всю Приневскую низменность пересекает полноводная и глубоководная Нева, под которую нужно опускаться проходческим щитом на десятки метров. А еще в наших ненадежных грунтах полным-полно подземных рек - плывунов. Это старые русла существующих рек или просто подвижные слои из воды и песка под давлением в несколько атмосфер. Они медленно, но верно текут по своим делам, и если метростроевцы на такой плывун натыкаются - он начинает затекать везде, где только возможно.

Без федерального бюджета Петербург строить метро не может

История с размывом на «Площади Мужества» на слуху у горожан. Ему предшествовал размыв на том же участке в 1974 году. Но был еще самый ранний, Ковенский размыв, из-за которого переносили пуск Ленинградского метро, были схожие проблемы на «Сенной площади». Для того чтобы такую реку преодолеть, ее нужно заморозить жидким азотом, но по мере размораживания она все равно будет двигаться и разрывать крепления тюбингов. Вот такие сложности, которые выливаются в огромные деньги. Их у города зачастую просто нет. Без федерального бюджета Петербург строить метро не может.

Мало. Вытекает из первого: в городе с 6-миллионным населением (неофициальная оценка) катастрофически не хватает метро. В Красносельском районе, например, живет триста тысяч человек, а станции метрополитена нет ни одной (!). Да что там Красносельский. В центре города есть целый ряд таких «заколдованных мест», которые вроде бы и рядом, но времени, чтобы добраться туда по пробкам, уйдет не меньше, чем на дорогу в Сосновую Поляну. Улица Декабристов, Охта, район Полюстровского - «черных дыр» без метро хватает. Да и сам Смольный находится в транспортном «вакууме». Как тут не вспомнить Москву, где в центре, кажется, от одной станции видно другую, находящуюся на той же улице в пяти-десяти минутах ходьбы.

Долго. Опять же вытекающая из первой проблема: в новых районах годами, десятилетиями не появляется метро. Вот уже районы юго-запада перестали быть новостройками, еще, кажется, лет десять - и они начнут подходить к концу срока своей эксплуатации, придет пора их перестраивать, как хрущевки, а метро все нет и нет. Плюс заложенные в генплан 60-х стратегические ошибки, из-за которых образовались «спальные районы» - целые «города в городе», внутри которых нет ни деловой, ни культурной жизни.

Нужны новые полноценные ветки метро, старые линии не справляются с нагрузкой

Приехал с работы, поспал - и опять «в город». Да, так и говорим: «Еду в город», подчеркивая специфичность того же Купчино или Ульянки, до сих пор носящих имена деревень, давших им начало. А есть же еще Ржевка, Веселый Поселок. И город растет. У Девяткино и Парнаса как грибы выросли целые кварталы многоэтажных домов. Но тут хоть метро есть. А вот в Кудрово его нет, хотя уже целый город построили с расчетом на появление метрополитена. Все больше и больше жителей притягивает к себе как магнитом мегаполис, а сеть станций метро фактически не расширяется. То есть станции появляются, и даже появляются новые ветки, только каким-то своеобразным способом, а-ля вегетативное размножение - не строительством, а делением. А нужны новые полноценные ветки, старые линии не справляются с нагрузкой. Попробуйте в час пик войти в метро на станции «Ленинский проспект». Дело не в толпах народа. В приезжающий от «Проспекта Ветеранов» поезд просто не сесть: он забит полностью с конечной. Ветка перегружена. А еще катастрофически не хватает кольцевой линии - ее пуск снял бы значительную часть нагрузки со станций пересадки, уменьшил бы потоки пассажиров в центре.

Как же со всем этим быть? Наверное, есть некоторые решения, которые смогли бы облегчить ситуацию, не меняя ее кардинально: легкий трамвай, монорельс и пр. Но без массового строительства метро город в ближайшие годы может просто задохнуться. А последняя из списка проблем формулируется в стандартное «не ранее 2025 года».

 

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Евгений, пиарщик, 24 года Революция - двигатель прогресса?
Самое читаемое
Комментарии