Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Ирина Комолова: «ВЦКП - фантом на финансовых венах города»

 Фонд: Trend/ Елена Яковлева Фонд: Trend/ Елена Яковлева В ближайшую среду Законодательное собрание Петербурга рассмотрит поправки в городской закон «О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах», устанавливающие подробный перечень работ и услуг, которые граждане должны получать в обмен на взносы в фонд капремонта. Как рассказала OK-inform заместитель председателя комиссии ЗакСа по городскому хозяйству Ирина Комолова, это далеко не последняя корректировка данного закона. По мнению депутата, в серьезных правках нуждается и Жилищный кодекс РФ, подавляющее большинство граждан не знают, как управлять своими домами, а ГУП ВЦКП необходимо упразднить

- Какие законодательные инициативы в сфере ЖКХ готовятся сейчас к рассмотрению в петербургском парламенте?

- В ближайшем будущем будет законопроект, который вносит изменения в закон о капитальном ремонте. В нем, пожалуй, самое важное - это то, что прописываются все виды работ и услуг, которые граждане вправе требовать за свои деньги. В приложении к закону планируется установить их перечень. Если до сих пор закон о капремонте фактически переписывал укрупненные виды работ из федерального законодательства (то, что касалось кровель, холодного и горячего водоснабжения), а что конкретно входит в эти работы и что граждане могут требовать от Фонда капремонта (некоммерческая организация «Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах». - OK-inform), от подрядчиков, которые будут их выполнять, было непонятно.

Судя по всему, поправок к действующему закону о капремонте будет еще очень много. Как мы и предупреждали, он настолько сырой и непродуманный, что его еще править, править и править. Насколько мне известно, еще со стороны губернатора в ближайшее время будет внесена какая-то инициатива, исправляющая этот закон. Суть ее пока неизвестна, но, по-моему, она тоже касается видов работ, потому что вокруг них, то есть вокруг той конкретики, которую могут требовать граждане, копья сейчас будут ломаться вовсю.

- Эти изменения готовит комиссия по горхозяйству?

- При комиссии по горхозяйству создана рабочая группа, куда входят представители Жилищного комитета, эксперты нашей комиссии, депутаты. Они все лето разрабатывали те поправки, которые в эту среду будут вноситься. И, судя по всему, эта рабочая группа будет и дальше работать.

- То есть в среду будет первое чтение?

- Да.

- Депутат Алексей Ковалев утверждал, что в перечень работ необходимо включить также замену несущих конструкций, лестниц, ремонт фундаментов. Будет ли это прописано в законе?

- Я думаю, что нет, к сожалению. Это как раз те серьезные вещи, вокруг которых сейчас будут ломаться копья. Всячески не будут позволять выполнять эти работы. Потому что это слишком дорого, а программа капитального ремонта (будем честными друг с другом), как мне кажется, невыполнима даже в том виде, в котором она сегодня создана. Право так говорить мне дает информация, которую я имею о деятельности Фонда капитального ремонта, о готовности его к предстоящему сезону, когда уже не жилищный комитет и районные администрации, а региональный оператор должен будет вести эту работу. Потому что они сами изначально рассчитывали, что с граждан нужно собирать по 14 рублей за метр жилплощади, а была установлена плата 2 рубля. Судя по всему, в ближайшей перспективе нас ожидают и проблемы с бюджетом. Поэтому думаю, что никаких серьезных работ программа капремонта себе позволить не сможет.

- То есть, как говорил председатель жилищного комитета Валерий Шиян, несущие конструкции будут ремонтировать только в том случае, если они аварийные, и на средства, сэкономленные при помощи проведения конкурсных процедур?

- Да, в том случае, если конструкции будут признаны аварийными. То есть изначальная идея этой программы, что должен быть отремонтирован весь дом, судя по всему, никогда не будет реализована. Будут ремонтироваться отдельные узлы и системы, как я подозреваю - по принципу «что посыпалось - за то и хватаемся». И то это только в том случае, если граждане будут сами внимательно относиться к состоянию своего дома и бить тревогу, потому что, если тревогу не бить, не интересоваться состоянием своих домов, они будут стоять последними в списке. Мы прекрасно понимаем, что большая часть нашего жилого фонда находится в таком состоянии, что пальцем ткни - и начнет разваливаться. По сути, каждый дом может найти у себя узел, претендующий на срочный капитальный ремонт.

- Иными словами, эту ситуацию не изменить, если не увеличить в несколько раз взносы собственников жилья?

- Не совсем правильно так говорить. Я думаю, что эту ситуацию не изменить, если не увеличить финансирование. Я не говорю, что это нужно обязательно на жителей перекладывать. Но 50% проблем - точно организационного характера. Они связаны с заинтересованностью чиновников в том или ином решении вопроса. Или незаинтересованностью. Потому что борьба Шияна и Локтаева (генеральный директор Фонда капремонта Дмитрий Локтаев. - OK-inform) - это уже какой-то анекдот. Об этом уже знает последняя бабушка. А кто страдает от этой борьбы? Страдает от этого в первую очередь решение вопроса. Я думаю, если бы не было управленческих проблем, если бы было поменьше коррупции и побольше открытости в принятии решений по привлечению подрядчиков, оплате, то, наверное, было бы сохранено гораздо больше средств для проведения капитального ремонта. А так - если фонд будет неким черным котлом, дырявым, как дуршлаг, из которого все будет вытекать, то можно и по 2 рубля платить, и по 200 рублей - толку будет мало.

- Введение лицензирования управляющих компаний (УК) и жилкомсервисов (ЖКС) положительно скажется на сфере ЖКХ?

- Эти вопросы действительно нужно решать, но те варианты решений, которые у нас предлагаются - из серии черномырдинского: «Хотели как лучше, а получилось - вот». Лицензирование, разумеется, необходимо, чтобы УК серьезно контролировали, чтобы они рисковали потерять дома, которые обслуживают, потерять прибыль. Что касается нашего города (я думаю, что такая же ситуация в большинстве крупных городов), здесь изначально заложено, что УК - это какие-то серьезные коммерческие организации. Возможно, это нужно для того, чтобы убрать с поля наши ЖКС, которые коммерческими организациями по сути не являются, прибыли не имеют, и, если начать их штрафовать и отнимать у них дома, они очень быстро уйдут с рынка - и их место займет, возможно, какое-то серьезное коммерческое предприятие. Насколько это будет лучше - сложно сказать, потому что в тех рамках, в которых они сегодня существуют, УК - по сути полубанкроты, во всяком случае - в Питере.

В этом есть очень много минусов. Начнем с того, что в этом законе совершенно не прописаны критерии, по которым деятельность тех или иных УК будет считаться неправильной, нарушающей и т. д. Соответственно, здесь есть коррупциогенный фактор: кто и за какие деньги будет принимать решение, оставить этот дом данной УК или не оставить, оштрафовать ее или не оштрафовать? По закону, если УК не выполнит два предписания штрафующей организации, жилищной инспекции например, то у нее этот дом отнимают. Если УК таким образом потеряет более 15% домов (в площадном выражении, не в штучном), то тогда ее вообще лишают лицензии. Правда, по суду. Но любую УК довести до такого состояния очень легко, потому что предписания, которые практически не могут быть выполнены, можно выдать за один день. И найти у УК проблемы, которые она не может решить в рамках действующего законодательства, очень просто.

Мне непонятно, как будет решаться вопрос проблемных домов. Сейчас УК могут затыкать дырки в своих отношениях с домами, где много неплательщиков, где плохие инженерные сети, за счет домов чуть получше. Потому что серьезная УК не может существовать, не имея хотя бы нескольких десятков домов. Сегодня УК, будучи практически государственными, не могут отказаться от управления такими домами. А теперь получается, что им дается право сбросить эти дома с себя. Они получат несколько предписаний, не выполнят их, и у них эти дома должны будут забрать. Они скажут: «И слава Богу». Главное, чтобы этих домов было меньше 15%. То есть, 14% домов можно сбросить с себя. А куда их сбросить? Совершенно непонятно, какая компания будет принимать на себя управление такими домами.

Мы знаем, что у наших УК практически не может быть прибыли. То есть если речь идет о штрафах, то почему УК должны платить деньгами, которые жители им передают на управление - на уборку, на вывоз мусора, на текущий ремонт? У них только эти деньги, которые они получают из расчета тех тарифов, которые позволяет взимать государство, других-то особо нет. И что будет в результате? В результате будет очередная экономия на дворниках, на чистоте, на качестве текущего ремонта и т. д. Другое дело, если бы было прописано, что штрафуются только должностные лица УК.

Плюсов я вижу очень мало. Единственный - это то, что пытаются каким-то образом повлиять на качество работы УК. Но у нас в городе УК находятся между молотом и наковальней: с одной стороны - жильцы, которым они обязаны оказывать услуги, с другой - ресурсоснабжающие организации (РСО), которые заключают договоры с УК, а не с жильцами, и штрафы выставляют именно УК. Если спросить руководителей УК, большинство из них скажет, что они почти банкроты. Мы прекрасно знаем, что такое чиновничьи проверки: тому дай на лапу, этому дай на лапу. Мы ж понимаем, как решаются эти вопросы. На какой бюджет это будет ложиться? Это опять будет ложиться на бюджет УК, составленный из наших платежей. Потом мы говорим о платном лицензировании. А кто должен платить за получение лицензии? Может быть, лучше сначала выдать лицензии всем, а потом уже отнимать? Потому что непонятно, какие деньги будут платиться за прохождение квалификационной комиссии и за получение лицензии. Это все не очень продумано.

- А сами УК и ЖКС готовы к лицензированию?

- А куда им деваться? Готовы - не готовы, но, если придет час X, они должны быть готовы. Насколько я знаю, выдача лицензий должна была начаться с сентября, но сейчас пока об этом речи не идет. Сейчас, наоборот, идет речь о проведении неких квалификационных экзаменов для работников жилинспекций, которые должны будут потом работать в этом направлении, заниматься проверками, выдачей лицензий, штрафами. Идет проверка, существуют ли у нас в городе специалисты, которые будут это все выполнять. И я так понимаю, раз эта проверка пошла, значит, у нас еще проблемы даже с проверяющими. Ну, а потом, с ноября, должна начаться выдача лицензий.

- Нынешняя система ЖКХ нуждается в реформировании?

- Разумеется, нуждается. Очень много противоречий заложено в самом Жилищном кодексе. Очень много попыток нашивания каких-то заплаток на те концептуальные ошибки, которые в нем есть. Эти законодательные заплатки еще больше путают ситуацию. Нужно комплексно подходить к решению этого вопроса и менять Жилищный кодекс.

- Если эти изменения будут внесены, как быстро конечные потребители смогут почувствовать перемены к лучшему?

- Жилищный кодекс гласит, что каждый собственник должен сам принимать решения и обслуживать свой дом, то есть оплачивать и капитальный ремонт, и содержание. На сегодняшний день этот рыночный механизм в России так и не заработал. Это ведет ситуацию в яму, потому что неплательщиков становится все больше, решить вопрос с выбиванием долгов при нынешнем катастрофическом финансовом положении большей части населения очень сложно. Запутанная схема платежей. У нас в городе существует ВЦКП (государственное унитарное предприятие «Вычислительный центр коллективного пользования многоотраслевого комплекса жилищного хозяйства», через которое идет около 70% всех коммунальных платежей. - OK-inform). Что это такое? Существует федеральный закон о платежных системах, федеральный закон о платежном агенте. Они не платежный агент. Если к ним какие-то претензии по поводу того, каким образом они работают с платежами, они говорят: «А мы не платежный агент». А кто вы? Почему вы стоите между жителями, УК и РСО, со всех получаете определенный процент за перевод денег? Это абсолютно непонятный мне фантом, который сидит на финансовых венах нашего города.

Если говорить об УК, здесь есть вопрос, нужно ли нам переходить на государственное регулирование в этой сфере - или не нужно. Здесь нельзя точно сказать: «Только рынок» или «Только государство». Конечно, должен быть серьезный государственный игрок. Но есть пример в сфере РСО - ГУП «ТЭК». Вроде бы идея была хорошая: вывести на рынок крупного игрока, который будет демпинговать, заставлять коммерческие структуры снижать цены. Но почему-то именно сам ГУП больше всего денег тратит, больше всех субсидий получает и никоим образом ту функцию, которая ему предназначалась, не выполняет. В идеале, конечно, нужно, чтобы такое государственное предприятие было и в системе управления домами, потому что мы понимаем, что невозможно будет в ближайшем будущем спасти от разрушения наши дома. Состояние жилищного фонда ужасное, ни о какой энергоэффективности говорить не приходится. Поэтому обязательно нужна будет структура, которая возьмет на себя управление этими бедняцкими домами. Понятно, что это должна быть государственная структура, потому что никакой прибыли от этих домов не получишь, одни убытки. Хорошо бы, чтобы здесь не получилось, как при создании Фонда капремонта, когда возникает еще одна чиновничья контора, которая просто увеличит объем бюджетных ассигнований, будет отбирать деньги у других организаций, а по сути ничего не будет делать.

- Что сейчас в первую очередь мешает развитию системы ЖКХ: недостаток кадров, недостаточно проработанное законодательство, неэффективное распределение полномочий?

- И законодательство, и проблемы с кадрами, которые у нас нигде не готовятся. Раньше у нас были техникумы, ПТУ, которые готовили и нормальных строителей, и нормальных техников. А сейчас где их готовят? Насколько мне известно, у нас в городе нет ни одного учебного заведения, которое бы готовило кровельщиков. Мы говорим о ремонте кровель: «Почему у нас там одни Равшаны с Джамшутами?» А откуда других взять? Нет, можно взять людей славянской национальности, но они будут не более опытными, чем гастарбайтеры, потому что никто их не готовит. Я знаю, что существует профсоюз кровельщиков. Там несколько десятков человек - люди с образованием, с допуском. Одна из задач этого профсоюза, насколько я слышала, - добиться того, чтобы в городе появилось какое-то образовательное учреждение. Не готовят специалистов по управлению домами. Насколько я понимаю, у нас один строительный вуз - СПбГАСУ. Там нет такой специальности. Из руководителей УК кто-то где-то получил экономическое или строительное образование. А специально их не готовят.

Есть проблема отношения граждан к своим домам. И их нельзя в этом обвинить, потому что когда человек - врач, милиционер или рабочий, он не понимает, как это все устроено. Он приходит с работы в восемь часов вечера, и ему не до того, чтобы заниматься, по сути, еще одной профессией - быть управляющим своего дома. Жилищный кодекс на граждан навешивает эту обязанность, но сегодня мы видим, что невыполнима для большинства жителей.

- На ваш взгляд, город готов к предстоящей зиме?

- Как всегда. Пока весь советский запас прочности окончательно не прорвет, будут отчитываться, что он готов. Потому что все эти отчеты составляются не на основе фактического состояния, а на основе соответствия каких-то актов проверок каким-то нормативным бумажкам. У наших жилищных служб просто нет такого количества людей, чтобы они проверили состояние каждого узла в каждом доме. Будем надеяться, что в этом году снега будет немного и морозы будут несильные.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Андрей, военнослужащий, 21 год Какое место в Петербурге придает вам сил?
Самое читаемое
Комментарии