Карусель вокруг Собчак крутится все быстрее
Подготовка к избирательной кампании у «кандидата-противня» идет не слишком гладко: ее штаб уже покинула команда высококлассных пиарщиков во главе с Алексеем Ситниковым. Тем не менее Ксения успешно справляется со своей главной функцией - заранее раскрашивает собой серую и предсказуемую президентскую кампанию.
Ксения Собчак делает резкие политические заявления, отрицает принадлежность Крыма к России, из ее штаба без объяснения причин уходят одни известные люди, а потом - также без объяснения причин - в него приходят новые. Глядя на все эти процессы, многие политологи радуются происходящему: в конце концов, Собчак делает из политики игру (каковой она, в общем-то, и является).
Главный вопрос, который волнует все без исключения СМИ и экспертов: почему Путин вообще разрешил ей участвовать в выборах? И тем более - разрешил говорить, что «Крым - украинский»?
Бесстрашная Ксения по поводу своих контактов с лидером РФ говорит крайне осторожно и неохотно. Отвечая на вопрос корреспондентов Би-Би-Си о встречах с президентом РФ, Собчак заявила: мол, встречалась с ним лишь однажды, да и то для съемок документального фильма о своем отце, экс-мэре Петербурга Анатолии Собчаке.
«Моя единственная связь с Путиным - это то, что, когда я была 10-летней девочкой и играла в Nintendo и Super Mario, он работал с отцом», - сказала Ксения.
По мнению экспертов, ее поведение вполне объяснимо - это желание дистанцироваться от «конкурента» на выборах и дать понять публике: в ее карьере, как и в карьере ее матери Людмилы Нарусовой, Владимир Путин никакого участия не принимал.
По этому поводу эксперты утверждают: еще во времена мэрства Собчака нынешний президент был не просто вице-губернатором и помощником, а скорее другом семьи босса.
Он наблюдал маленькую Ксюшу неоднократно и в самых разных ситуациях, а не только за игрой в «Нинтендо». Проще говоря, он знает ее как облупленную.
Что касается переезда дам из семейства Собчак в Москву (одна из них тут же заняла пост сенатора, а другая легко попала в престижный вуз; причем почти сразу обе резко разбогатели), то здесь «кураторство из Кремля» не вызывает сомнений практически ни у кого. Тем не менее публично говорить о «шефстве Путина над семейством Собчак» - моветон. Поэтому кандидат в президенты Ксения Собчак говорит о чем угодно, только не об этом.
А, например, о том, что встречалась для разговора об отце не только с президентом, но и с премьером Медведевым, хотя тот в Смольном работал лишь в качестве юриста-советника. Также она уверяет: по поводу своего участия в выборах президента РФ «настроена очень реалистично» и понимает, что ее шансы стать новым президентом «меньше минимальных». Но все равно позволяет себе некоторые «разрешенные колкости».
- Я хочу, чтобы эти выборы стали референдумом о доверии Путину. Люди, которые будут отдавать голос мне, будут голосовать не за меня, а против Путина и его системы, - заявляет Собчак.
- Я не говорила, что не буду критиковать лично Путина. Я сказала, что никогда не стану критиковать его как человека. В последние годы мне не нравилось, когда кто-то говорил о Путине: «Путин - вор» или «Посмотрите, у него ботокс». Это не тот язык, который я выбираю. Путин - это тот, кто несет ответственность за систему, которую он выстроил, кто укрепил могущество ФСБ в России и сделал так, что мы попали в международную изоляцию. Нужно обсуждать то, какой Путин политик, а не человек, - резюмирует Собчак.
Телеведущая рассказала: решение принять участие в выборах она приняла еще летом, заранее договорившись о финансировании «со своими друзьями-бизнесменами». А значит, ее неоднократные категорические отрицания такой возможности в СМИ были не более чем игрой. Зато, как только первые миллионы рублей на кампанию капнули ей на счет, она тут же во всеуслышание объявила о желании пойти на выборы.
При этом Ксения набрала себе команду из весьма известных и амбициозных профессионалов. Таких, как журналист Антон Красовский, который пять лет назад возглавлял предвыборный штаб Михаила Прохорова. Или политконсультант Виталий Шкляров, работавший с Берни Сандерсом, Ангелой Меркель и Бараком Обамой. А также директор Института национальной стратегии Станислав Белковский, бывший главреж телекомпании ВИD Сергей Кальварский и, конечно, один из основателей НТВ Игорь Малашенко.
Собрав команду суперпрофессионалов, Собчак тут же понесла первые потери. Из ее штаба через пару недель работы ушел политтехнолог Алексей Ситников, забрав с собой около 30 человек из своей команды.
Из скупых комментариев, которые давали обе стороны, сначала можно было разобрать что-то о «разногласиях» и «недопонимании». Но затем кто-то из членов штаба Собчак все же проговорился: «Люди Ситникова стоят каких-то адских денег».
Видимо, адских настолько, что их не готовы платить даже финансисты, стоящие «в тени» кампании Собчак. Впрочем, политологи не удивились: Алексей Ситников - типичный политтехнолог из 1990-х, когда за победу на выборах платились любые деньги. Поэтому он с семьей давно живет в Лондоне и не намерен снижать запросы только потому, что Ксения не способна выбить такие деньги из своих спонсоров. В итоге сам Ситников пояснил: да, он бы собрал нужные для регистрации Собчак 300 тысяч подписей. «Но для этого нужно обучить 10 тысяч человек, ведь сколько надо обойти квартир, чтобы за Ксению поставили подпись? У нее же антирейтинг 50%!» - сказал Ситников, добавив, что не готов включаться в кампанию «с таким количеством рисков и с такими масштабами работы».
Расставшись с именитым политтехнологом, Ксения тут же привлекла в свой штаб раскрученного блогера.
Вести ее кампании в соцсетях и блогах будет живущий в Чехии блогер Рустем Адагамов, которого правоохранительные органы РФ объявляли в федеральный розыск.
Это - еще одна неожиданность, еще один яркий шаг со стороны кандидата, главной добродетелью которого в ближайшие четыре месяца будет одно - как можно более громко и неожиданно зажигать на всю страну. Хоть танцевать лезгинку на президентских дебатах, хоть приглашать замуж пожилого Жириновского… В общем, Ксения вольна делать все что угодно, лишь бы российским избирателям не стало скучно.
Ведь если Собчак будет плохо стараться, то многие россияне…просто не придут на участки и не проголосуют за главного кандидата - Владимира Путина. Нет, конечно, такого варианта, как «Путина не выберут», в марте-2018 быть не может. Может лишь оказаться, что за лидера РФ проголосует, допустим, 51 или 55% избирателей - а значит, новый президент РФ может оказаться недостаточно легитимен. Вот для того, чтобы этого не произошло, в нынешнюю кампанию и включилась «Ксения против всех». Ведь сама она честно заявила в конце интервью Би-Би-Си:
- Давайте будем реалистами - у нас все решения касательно выборов принимает Путин и люди, которые работают на него. Поэтому мартовские выборы можно назвать только «как бы выборы». И я хочу, чтобы этот ярлык приклеился во время моей кампании. В конце концов, ни один кандидат, даже собравший 300 тысяч подписей, не будет допущен к выборам, если на то будет волевое решение Кремля. Мой расчет - на то, что Кремль будет меня недооценивать и посчитает мое участие выгодным. Ведь хороший политик отличается от плохого только тем, сумел ли он использовать ситуацию для своей выгоды - или его использовали другие люди. Я надеюсь оказаться хорошим политиком, - резюмировала Собчак.
- Владимир Путин призвал остановить компанию навязывания прививок
- Вирусологи сообщили Владимиру Путину когда принимать решение о сокращении выходных
- «Фронтовики» Ленобласти добиваются строительства дороги к отрезанной от мира деревне
- Путин пообещал полностью освободить всех пенсионеров от налога на землю
- Владимир Путин: Не мне же самому себе конкурентов воспитывать