Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Проблемы центра: пешеходные улицы

 Фото: Всеволод Пежемский Фото: Всеволод Пежемский Продолжаем наш цикл под девизом: «Угробим хорошую идею. Дорого»

В нашем городе, как веяние нового времени, давно уже появились две пешеходные улицы в центре - Малая Садовая и Малая Конюшенная. Бродят слухи о новых пространствах, которые будут отобраны у автомобилистов и переданы пешеходам. Вроде бы даже Невский собираются перекрывать на выходные. В общем - скоро наступит для пешехода в центре рай да благодать с дружественной средой, зонированием и прочими прелестями.

Присмотримся к нынешним пешеходным улицам. Так ли уж безоблачно их существование? Обе улицы были выбраны для реконструкции исключительно удачно: никакой особой транспортной нагрузки они не несли и легко, без особых потерь превратились в пешеходные. Малая Садовая так и остается вполне пешеходной и вполне уютной. А вот Конюшенная - это просто ад какой-то. Потому, что грянул автомобильный бум. Потому, что «блат» с приходом рыночной экономики никуда не делся. Потому, что нормального места для парковок в центре нет. Пешеходная улица забита машинами настолько, что напоминает скорее хаотичную автостоянку на окраине. Как так получилось, что место для отдыха стало уже не видно из-за черных джипов и разноцветных иномарок подешевле?

И безразличие властей к собственному же детищу, и хамское отношение водителей, и недоработки авторов проекта - все на Малой Конюшенной проявилось.

Ну, сначала, наверное, авторы проекта оказались озадачены: у жителей домов, как выяснилось, есть личный автотранспорт! А раз есть транспорт и никто не может ограничивать право им владеть – значит, надо придумать систему пропусков. И через полгода этими пропусками, похоже, завладели все состоятельные обитатели окрестных офисов. А что - если на газоне можно, то почему на пешеходной-то улице нельзя? А то, что пешеходам ходить неудобно, так не в трамвае - обойдут. Памятники загораживаем? Какие памятники, вот пропуск, не волнует!

Очень, знаете ли, показательная картина вырисовывается: и безразличие властей к собственному же детищу, и хамское отношение водителей, и недоработки авторов проекта - все на Малой Конюшенной, как на лакмусовой бумажке, проявилось.

Так нужны ли нам пешеходные улицы в центре? Если их также организовывать и также следить за выполнением правил парковки и проезда - то вряд ли. Все, что будет выгорожено для пешеходов, тут же превратится в парковку «для богатых».

Есть еще один нюанс. Петербург строился как регулярный город. В центре почти нет маленьких кривых переулков. Каждая улица несет свою функцию в общей транспортной системе. Крупные проспекты - основа «трезубца», являются крупнейшими транспортными артериями и постоянно перегружены, небольшие улицы, связывающие кварталы между проспектами в сетку, разгружают по возможности заторы на главных магистралях. Устройство у нас полностью пешеходных улиц может нанести существенный вред и так задыхающейся транспортной системе города. Даже зодчие XIX века это понимали и устраивали в центре пространства, совмещающие и уличное движение, и пешеходную зону с зеленью и дорожками для прогулок - таков, например, Адмиралтейский бульвар. Впрочем, его появление скорее исключение, чем правило: ведь бульвар появился на месте эспланады - расчищенного места вокруг Адмиралтейства, которое изначально выполняло функции не только верфи, но и крепости. Вот и сохранилась нетронутой столь большая площадь. А вот пространству внутри «буквы П» повезло меньше - и оно оказалось застроено доходными домами.

Вторгаться в и без того на пределе возможностей функционирующую систему и перекрывать крупные улицы кажется неуместным.

И еще один фактор, который надо учитывать: у нас в центре очень мало станций метро, они расположены далеко друг от друга. От Москвы ситуация отличается разительно. При нашем гадком климате перегораживать какую-то из крупных улиц, заставлять пешеходов добираться под ноябрьским мокрым снегом километры «на своих двоих» до станций метро - совершенно немилосердное решение.

Автор ни в коем случае не против удобных пространств для пешеходов в центре. Напротив, он сам в центре является исключительно пешеходом. Просто вторгаться в и без того на пределе своих возможностей функционирующую систему и перекрывать сколь-нибудь крупные улицы в наших условиях кажется совершенно неуместным. Скорее - надо сложившуюся систему аккуратно модифицировать, создавая условия для комфортного сосуществования пешеходов и всех видов транспорта. 

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Сергей, специалист по работ с молодёжью, 29 лет Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии