Площадь Восстания: от прошлого к современности
Все, собственно, потому, что если и происходило в февральские дни 1917 года где-то в Петрограде восстание - так именно здесь. На площади проходили демонстрации, митинги, тут арестовывали полицейских, и даже на крупе коня императора, по слухам, остались следы от пуль. Впрочем, вскоре на памятнике появилась обидная надпись Демьяна Бедного, а сама площадь стала называться «Восстания».
На фотографиях начала 1920-х годов памятник Александру III то в клетке, то вообще задрапирован, а сама площадь украшена к революционным праздникам. Сохранилась серия фотодокументов с перестройкой трамвайных путей накануне войны: видимо, гостиницу готовили под госпиталь и трамваи должны были подвозить раненых - пути теперь подходили вплотную к гостиничным подъездам. Впоследствии в годы блокады в ней был организован стационар для работников трамвайно-троллейбусного транспорта. Мало кто знает, что гостиница «Октябрьская» в 1920-е годы была перестроена в стиле конструктивизм и лишь в 1970-е ей вернули исторический облик. На то, что и в эти годы площадь была напряженным транспортным узлом, указывает факт, что именно на Восстания впервые в Ленинграде был установлен светофор - еще с ручным управлением и без фонарей.
В годы блокады на площади разместился ДОТ: в него был переоборудован знаменитый, построенный в стиле конструктивизм туалет
В 1930-е годы также появились первые проекты перестройки церкви: она очень мешала антирелигиозно настроенному городскому руководству. Ее планировали привести к форме куба, чтобы разместить внутри разнообразные городские учреждения культуры. Но до этого не дошло. Церковь стала жертвой программы строительства метро: раз есть культовая постройка, то решили снести именно ее - как здание ненужное в новом обществе. Так появился уже в послевоенный период вестибюль станции «Площадь Восстания».
В годы блокады на площади разместился ДОТ: в него был переоборудован знаменитый, построенный в стиле конструктивизм туалет. В стенах окрестных домов также были оборудованы доты, строились баррикады. Все было разобрано в 1944 году.
В конце 50-х - начале 60-х годах ХХ века разрабатывался новый генеральный план строительства Ленинграда. И тут впервые возникает проект, связанный с разрешением главной и, видимо, ставшей уже тогда насущной проблемы для развития площади, - предполагается разведение транспортных потоков Лиговского и Невского проспектов при помощи тоннеля. С тех пор транспортный поток увеличился в десятки раз, а проблема так и не была решена. В центре города, на пересечении двух важнейших магистралей, с вокзалом на площади, куда подъезжают и уезжают сотни такси, существует архаичная, рассчитанная еще на пролетки и конки система перехода и проезда.
Центральная часть площади также претерпевала в ХХ веке сильные изменения: сначала ее покинул император на коне, потом, когда с Невского ушли трамваи, отпала необходимость в их кольце - и в центре площади разбили сквер, поставили закладной камень с обещанием построить в будущем памятник Ленину. Таких «памяток на будущее» в нашем городе было предостаточно. Это первые пару лет своего существования подобные знаки смотрятся торжественно. Потом без улыбки смотреть невозможно - обещали-обещали, а все не строят.
На Восстания впервые в Ленинграде был установлен светофор - еще с ручным управлением и без фонарей
Но вот к сорокалетию победы на площади ставят стелу. Ее, кстати, решили ставить после указа, по которому в каждом городе-герое должна быть поставлена в честь присвоения звания каменная стела. Решение в творческом плане очень спорное и рождающее в перспективе еще больше споров. В Ленинграде и в современном Петербурге все, что связано с войной и блокадой, носит особый, священный характер. Это восприятие распространилось и на данный памятник - поздний и посвященный, по сути, не победе, а присвоению звания «город-герой». Собственно, с распространением такого восприятия был закрыт вопрос с переносом обратно памятника Александру III. Увы.
В 2000-х под явным влиянием московского опыта был предложен новый проект реконструкции. Согласно ему на площади должен был быть вырыт огромный котлован, внутри которого предполагалось соорудить многоэтажный торговый центр с парковкой. Световой купол торгового центра должен был венчать памятник Александру III. К счастью, денег на такую затею не хватило. От нехватки денег появилась и долгое время украшала площадь огромная дыра в земле, из которой должен был появиться вокзал высокоскоростной магистрали. Но не появился, и его заменил шпееровской архитектуры торговый центр, хотя бы по цветовому решению и высоте совпадающий с окрестными зданиями. Нехватка денег, правда, не спасла от сноса два старых каменных здания, но по сравнению с другими потерями города в последние годы такие разрушения не так сильно бросаются в глаза.
Годы идут, а самая главная - транспортная - проблема площади не решается. Все также переходят пешеходы проспекты по светофорам, все также пересекаются транспортные потоки. Перекресток Лиговского и Невского - это место, где можно встать в пробку в час, в два ночи. И до тех пор, пока проблема не будет разрешена грамотным и тактичным проектом, площадь будет оставаться своеобразным тромбом в кровеносной системе Петербурга. Тут уж ничего не поделаешь.
- Санкт-Петербург занял третье место в рейтинге самоизоляции российских городов
- В честь дня города в Петербурге пройдет парад ретро-транспорта
- Главный синоптик пообещал Петербургу мокрый снег и пробки
- Яндекс Пробки: Ленобласть встала в девятибалльные пробки
- В Петербурге на КАД образовалась пробка длиной в 14 километров