Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Авторынок почувствовал легкое потепление

 Фото: wikimedia.org Фото: wikimedia.org Судя по опубликованной Ассоциацией европейского бизнеса статистике, стартовавшая в сентябре программа по обновлению автопарка принесла-таки свои плоды. Впервые за несколько последних месяцев кривая графика падения спроса стала выпрямляться

В годовом выражении «минус» все еще весьма существенный - 20,1% к сентябрю прошлого года. Для сравнения: в августе было все минус 25,8%. Оттепелью это не назовешь, но легким потеплением - вполне

Плоды госпрограммы

В пользу того, что «виновата» в позитивном тренде утилизационная программа, говорит статистика продаж АвтоВАЗа. Август российский производитель закончил с результатом минус 32%, а в сентябре улучшил результат до минус 9%. Это неудивительно, если учесть, что весьма скромный размер утилизационной премии привлек в основном покупателей недорогих «Лад» - этот факт признают и в Минпромторге.

Справедливости ради отметим, что если брать период с начала года, то показания за январь-сентябрь хуже, чем за январь-август - минус 13% против минус 12,1%. Но тут ничего не поделаешь, долгосрочную тенденцию переломить непросто.

Необычным явлением можно считать ослабление спроса на дорогие автомобили

За редчайшим исключением, все бренды в сентябре пережили отток покупателей - кто-то в меньшей степени, кто-то в большей. Все те, кто в плюсе, расположились в четвертом и далее десятках списка самых популярных марок. Так, в частности, хорошую прибавку получили Haima, Isuzu, Smart и Jeep.

Необычным явлением можно считать ослабление спроса на дорогие автомобили. Обычно премиум-сегмент нечувствителен к экономическим кризисам (так было, в том числе, у нас в 2009-м), но сейчас и состоятельные покупатели предпочитают не вкладываться в новые машины.

Так, у Audi, Infiniti и Jaguar продажи снизились на 17%, а у BMW и вовсе на 46%. Относительно неплохо чувствуют себя Volvo (-2%), Land Rover (0%) и Mercedes-Benz (+2%). Есть предположение, что последним двум удалось удержать неплохие показатели благодаря недавним премьерам: немцы выпустили новый GLA, S-class и C-class, а британцы до сих пор пожинают плоды от выхода на рынок новых Range Rover и Range Rover Sport. А вот что позволило Lexus показать результат +34% в сентябре, остается лишь догадываться.

Европейский ренессанс

Полноценно сравнивать наши рыночные тренды с европейскими сложно, потому как тамошняя статистика пока не готова - Ассоциация автопроизводителей ЕС выкладывает статистику раз в два месяца, и пока мы можем лишь оценить картину последних двух месяцев лета, обнародованную в конце сентября. В июле продажи выросли на 5,6% по отношению к июлю прошлого года, а в августе - на 2,1% в годовом выражении. В целом за январь-август спрос на новые автомобили в Старом Свете увеличился на 6%.

Наиболее впечатляющие показатели из крупных рынков - у Испании, где рост составил 16,4%. «Феномен» объясняется просто: в прошлом году продажи в этой стране били антирекорды и откатывались к значениям начала 90-х годов. Экономисты называют это «эффектом низкой базы» - когда исходные значения очень низкие, легко продемонстрировать значительные результаты. Все остальные страны «большой европейской пятерки» также остались в плюсе по результатам первых восьми месяцев: во Франции +1,6%, в Германии +2,6%, в Италии +10,1%, а в Великобритании +10,1%.

За январь-август спрос на новые автомобили в Старом Свете увеличился на 6%

Что сказать, европейцев можно поздравить с успешным выходом из кризиса, начавшегося, по большому счету, еще в 2007 году. Они прошли все те же стадии, что и мы: спад спроса, затем всплеск благодаря государственным программам утилизации (по сути, в 2010 году в России с успехом использовался немецкий опыт). Потом, когда спрос был исчерпан и машины приобрели в том числе те, кто планировал покупку позже, произошел откат продаж назад. Теперь, как мы видим, все снова стабилизировалось.

Россия живет по похожему сценарию, хотя у нас все несколько хуже. Рынок пока что не может «слезть с иглы» государственных вливаний и вновь оживляется с помощью дотаций. Европа выкарабкалась сама, а что ждет в будущем нас, большой вопрос. Вероятнее всего, новый виток роста и новый спад.

Можно ли сказать, что Минпромторг зря объявил программу утилизации? Едва ли. Перспективы перспективами, а автобизнес нужно было спасать прямо сейчас. В конце концов, спад спроса обусловлен не столько исчерпанием спроса в 2010-2011 годах, сколько падением курса рубля, войной на Украине и общим ухудшением атмосферы в стране.

Война войной...

Говоря о рынке Украины, нельзя снова не вспомнить об эффекте «низкой базы». На днях Запорожский автозавод опубликовал оптимистичную новость: производство в сентябре выросло в 28 раз по сравнению с августом. Стало быть, кризису конец? Отнюдь. Просто в августе с конвейера в Запорожье сошло лишь 32 машины, а в сентябре - 922. Предприятие, судя по всему, удалось спасти от гибели, но на рыночную ситуацию это повлияло слабо.

Данные по рынку Украины разнятся, но наиболее правдоподобными выглядят цифры агентства Auto-Consulting. В сентябре спрос снизился на 58% к прошлому году, а по сравнению с августом - на 10%. «Восставший из пепла» ЗАЗ занял второе место по продажам, уступив лидерство Toyota. Любопытно, что, в отличие от России, несмотря на де-факто военное положение, существенно выросли продажи люксовых брендов - Audi, BMW, Lexus и Mercedes-Benz. Что ж, война войной, а красиво ездить не запретишь.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Алексей, помощник адвоката, 50 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии