Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Страсти по стратегии

 Прошедший в Санкт-Петербурге XIII общероссийский форум «Стратегическое планирование в регионах и городах России: обновление стратегий, обновление смыслов»  показал широкую палитру оценок практики стратегического планирования - от полного одобрения до ниспровергающей оценки проделанного пути как дороги в никуда

Всех - на трибуну

Судя по крайне насыщенной программе форума, организаторы решили дать всем сторонам выговорится. В первый день состоялось более 15 заседаний, круглых столов, панельных дискуссий, где в качестве экспертов выступали главы регионов, министры - бывшие и нынешние, депутаты, банкиры, экономисты, общественники. Центральной ключевой темой как первого дня, так и всего форума стало обсуждение изменений и новых возможностей, которые дает появление федерального закона 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

Губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий сказал, что лично он принятия данного закона ждал 20 лет. А затем, высказывая коллегиальное мнение сибирского региона, добавил, что «получили наконец-то то, что ждали». Интонацию спикер выбрал такую, что все поняли: ждали чего-то большего. В частности, Владимир Городецкий заметил, что не все положения сообразуются с практикой. Однако тут же высказал надежду, что со временем эти огрехи исправят.

В первый день состоялось более 15 заседаний, круглых столов, панельных дискуссий, где в качестве экспертов выступали главы регионов, министры - бывшие и нынешние, депутаты, банкиры, экономисты, общественники.

Анатолий Мещеряков, вице-президент ОАО «РЖД», подчеркнул, что благодаря сквозному влиянию РЖД на регионы в ведомстве особо остро ощущали нехватку общей стратегии развития. Наличие которой, по его словам, является основой принятия бизнес-решений. Кстати, именно сквозное планирование для всех было темой дня и, по мнению многих, основным достоинством нового закона.

И. о. главы городского округа Самары особо подчеркнул, что в законе наконец-то и муниципалы получили право создания стратегии. Вернее, их обязали это сделать.

Поскольку Евгений Елин, нынешний заместитель министра экономического развития РФ, а в недавнем прошлом - глава петербургского комитета по экономике, для Петербурга не чужой человек, то к его выступлению слушатели отнеслись с особым вниманием. «Концепция долгосрочного развития до 2020 года и прогноз-2030 принимались долго и тяжело.  Регионам не стоит ждать подписания подобных документов, чтобы начать развиваться. Стратегирование не должно стать большой политической игрой. Стратегия - это повод для творчества», - отметил Евгений Елин.

По его мнению,  в стране появился принципиально новый метод стратегии пространственного развития, который стал своеобразным эталоном, благодаря которому будет оцениваться экономическая эффективность субъекта федерации.

У 17 нянек

Говоря о практике подготовки программ по планированию, Евгений Елин отметил, что в стране реализуются 17 крупных стратегических проектов в разных регионах, на которые и должны ориентироваться региональные стратегии развития. Поэтому тем регионам, в программах которых дела не состыкуются с этими проектами, будет предложено пересмотреть документ.

«Корректировка по каждому субъекту будет проведена в соответствии со стратегией пространственного развития. Не хотелось бы, чтобы этот документ был шаблонным, он должен ориентироваться на особенности регионов. Мы, со своей стороны, создадим комиссию по оценке региональных программ, будем работать открыто. Все материалы будут публиковаться на сайте», - добавил замминистра.

Особое внимание участники форума уделили вопросу создания местных стратегий. И если за крупные города никто особо не боялся, ведь они и так этим занимались лет 10, то за муниципальные образования многие волновались не на шутку. Опасения вызывали вопросы компетенции и наличия нужных специалистов и финансовые возможности для решения задачи. В качестве помощи предлагалось создать некие шаблоны либо ориентировать малые стратегии на программы более крупных образований.

Субъекты поставили перед выбором, какими из предложенных механизмов воспользоваться в деле достижения экономической эффективности. В арсенале, например, есть особые экономические зоны и территории опережающего развития (ТОР).

Также субъекты поставили перед выбором, какими из предложенных механизмов воспользоваться в деле достижения экономической эффективности. В арсенале, например, есть особые экономические зоны и территории опережающего развития (ТОР). Уже разработанные региональные стратегии, по мнению федеральных чиновников, не стоит  кардинально менять.  Необходимо лишь внести необходимые изменения, в том числе - с учетом меняющихся  схем территориального планирования и появления крупных инвестпроектов.

Стратегия экономического и социального развития Санкт-Петербурга до 2030 года была принята в мае 2014 года. В каестве основы ее реализации обозначена экономическая политика. Разработчики понимают это как комплекс мер экономического, институционального и административного характера, направленных на формирование благоприятных условий для обеспечения устойчивого роста экономики региона и достижения его стратегических целей. Документ многие критиковали.

«Развитие Петербурга - это не только экономическая политика. Это база, на которой развиваются другие направления. Хорошо было бы, если бы проработали и другие стратегии - социальную, миграционную и ряд других. В принятой стратегии не все вопросы четко проработаны. В частности - связанные с охраной окружающей среды, элементами  социальной сферы», - отметил Артур Батчаев, руководитель отдела территориально стратегического планирования МЦСЭИ «Леонтьевский центр». По его мнению, отдельные стратегии неплохо было бы синхронизировать. Он сослался на опыт стратегического планирования, накопленный другими странами. К примеру, в Европе главенствуют четыре подсистемы: экономическая, политическая, социальная  и экологическая. Причем последняя закладывается в основу всех стратегий. Так,  декларация тысячелетия содержит тезис о том, что нынешнее поколение не должно создавать проблемы будущему. Далее специалист привел пример неуспешных стратегий развития, когда в экономически состоятельных странах произошли кризисы, поскольку неграмотно была выстроена административно-политическая система. Это Гонконг, Ливия, Бахрейн.

Цель почти невыполнима

Более принципиальной была позиция, высказанная Еленой Черновой, руководителем лаборатории социологии градостроительства РосНИПИУрбанистики. Специалист считает, что в законе много размытых понятий, а в принятой Петербургом концепции слишком широко заданы цели, что делает ее невыполнимой. Подчеркивая уровень компетентности своего мнения, Елена Чернова отметила, что в лаборатории социологии градостроительства РосНИПИУрбанистики исследовали 20 стратегий городов от Владивостока до Калининграда. В результате чего была выработана концепция разработки стратегий, включающая семь пунктов, в числе которых анализ существующего положения, выделение приоритетов, написание сценариев, оценка рисков.

Специалист считает, что в законе много размытых понятий, а в принятой Петербургом концепции слишком широко заданы цели, что делает ее невыполнимой.

«Стратегическое и территориальное планирование - это разные виды деятельности, каждая со своими целями и средствами. У них разные объекты. Планировщик работает с территорией как со статическим объектом. Территория и город в управленческой действительности - это не инженерно-хозяйственный статический объект, а плацдарм конфликтного и конкурентного взаимодействия и борьбы разных сил за материал территории, за ее ресурсы: территориальные, природные, человеческие, культурные и прочие. У нас произошла склейка, в результате чего стратегический уровень рассматривается не как обеспечивающий контур, а как уровень целевых ориентиров для территориального планирования, - считает урбанист. - Стратегий не может быть 17. На наш взгляд, подход, в рамках которого разрабатываются сегодня стратегии социально-экономического развития, неадекватен ситуации и от него необходимо отказаться». И продолжает: «Разработка стратегий должна вестись не в планово-прогнозной, а в проблемно-конфликтной парадигме, т.к. именно проблемы и конфликты характеризуют ситуацию деятельности городского и регионального управления. В этом случае деятельность стратегического планирования будет выполнять свою собственную, необходимую в современной ситуации функцию, которая не заимствована из территориального планирования». 

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Михаил, сварщик, 18 лет Как Вы оцениваете уровень своего образования?
Самое читаемое
Комментарии