Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.59
Евро 100.27
Юань 1.27

Утопия «Европротокол»

 Фото: Андрей Вахтин/OK-inform Фото: Андрей Вахтин/OK-inform Депутаты Госдумы собираются направить в Центробанк и прокуратуру запрос, почему в Москве и Петербурге не работает «новый Европротокол». И действительно, почему никто еще не получает выплаты в рамках 400 000 рублей без разбирательств с ГИБДД?

Тем, кто не хочет читать статью до конца, могу сразу дать ответ: «Европротокол» не работает, потому что наше общество к нему не готово, и готово будет нескоро. Боюсь, что Центробанк и Генпрокуратура при всем своем могуществе с этим ничего поделать не смогут.

Стоит напомнить, что 1 октября вышло малоприменимое на практике постановление правительства РФ с длинным названием «Об утверждении Правил представления информации о ДТП страховщику и требований к техническим средствам контроля, обеспечивающим некорректируемую регистрацию информации».

Почему малоприменимое? Потому что фото- или видеосъемка места ДТП должна быть сделана устройством, которое фиксирует дату, время и спутниковые координаты автомобилей. Вроде бы на это способен любой видеорегистратор с функцией привязки изображения к координатам, но остаются вопросы. Что делать с погрешностью измерений? Зачем координаты, если есть фотографии на фоне окружающего пейзажа, не оставляющего сомнений в том, на какой улице произошла авария? И самое главное: как об этом узнают водители, которые не читают постановлений правительства?

«Европротокол» не работает, потому что наше общество к нему не готово, и готово будет нескоро

Так сложилось, что через день после того, как депутаты объявили о своем беспокойстве, я попал в небольшое ДТП. Уставший после длинного рабочего дня таксист «притер» меня при перестроении. Хотя он не слагал с себя вины, мы о «Европротоколе» даже не задумывались — в таксопарке сразу же сказали по телефону, что им нужна справка из ГИБДД.

Позже, сидя в отделении автоинспекции, мы стали свидетелями того, как инспектор ДПС уговаривал парочку других «притершихся» друг к другу автомобилистов оформить происшествие по «Европротоколу». Потому что, мол, работы много и некогда заниматься всякой ерундой. Ни о какой спутниковой видеосъемке он им, конечно же, не сказал.

Поддались ли те водители на уговоры - неизвестно: получив справку о ДТП, я уехал домой и не стал влезать в разговор. Но вдумайтесь: от кого, как не от инспектора ГИБДД, водители могут получить информацию о том, можно ли в данном конкретном случае оформлять аварию по «Европротоколу». Страховых комиссаров уже нет, а новости в СМИ если кто и читает, то тут же забывает все тонкости.

При таком подходе со стороны ГИБДД и страховщиков «Европротоколу» ничего не светит. Разве что если всех подряд водителей не обяжут устанавливать в автомобили «черные ящики», которые станут фиксировать не только координаты, но и скорость, угол поворота руля и прочие данные. Для нищей страны с многомиллионным автопарком — идея утопичная.

Обычно под конец таких публикаций авторы указывают на западный опыт, где, по их мнению, все отлажено идеально. Под этим утверждением подписаться категорически не готов, потому как совсем недавно сам попал в небольшую аварию во Франции (везет на них в последнее время). Надо сказать, что тамошние водители ездят достаточно расслабленно, а иногда и нагло. Один местный житель попросту подрезал нашу прокатную машину, оторвал зеркало и преспокойно поехал дальше.

Остановился виновник аварии только метров через 300, когда я несколько раз моргнул ему дальним светом и посигналил. Разумеется, мы вызвали полицию, и им француз заявил, что это я, наоборот, его подрезал. Никаких замеров, опросов свидетелей и прочих действий полицейские не производили. Даже отойти на 300 метров до места столкновения не удосужились.

Вот так работает европейская система - без всяких видеозаписей и GPS-координат, с минимумом формальностей

В России, если есть сомнения в виновности того или иного участника ДТП, оба вызываются к дознавателю. Французы же предложили просто нарисовать свою версию событий на схеме для страховой компании и уехали. Вот так работает европейская система - без всяких видеозаписей и GPS-координат, с минимумом формальностей.

Пока что ответ из страховой, будут ли они возмещать ущерб прокатной конторе или мне придется самому оплачивать оторванное зеркало, не поступил. Но мне решительно непонятно, как без замеров, изучения фотоматериалов и показаний свидетелей можно вынести справедливое решение.

Европейская система рассчитана на добросовестных людей - там просто не создают лишних проблем гражданам, которые просто спокойно ездят и не ставят задачи кого-либо обманывать. Удобно? Безусловно. Но когда в эту систему попадает обманщик (как мой французский «противник»), то система оказывается беззащитной. В Европе таких людей немного - народ в целом привык жить по правилам, а вот у нас…

Мы стараемся, с одной стороны, брать пример с Запада, быть цивилизованными - отсюда не только «Европротокол», но и страхование гражданской ответственности в целом. Но одновременно с этим общество наше находится на таком уровне развития, что отпускать все на самотек, без формальностей, нельзя. Возникает разумный вопрос: может, все эти эксперименты с подражанием Европе бессмысленны? Может, для начала имеет смысл стать европейцами по менталитету, а уже потом перенимать их финансовые инструменты?

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Алексей, помощник адвоката, 50 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии