Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.29
Евро 99.56
Юань 1.28

Имитация правозащиты

 Фото: Павел Волков/OK-inform Фото: Павел Волков/OK-inform Главным злом на рынке современных потребительских услуг в России являются коллекторы, мобильная связь и некачественная еда. Однако защищаться от всех этих зол приходится в основном самостоятельно

Больше всех едят самые бедные

Россияне тратят на потребительские цели 70-75% своих доходов. Оставшиеся деньги идут на уплату различных налогов или откладываются в виде личных сбережений. При этом граждане России, в отличие от жителей большинства развитых стран, беспрецедентно много тратят на еду (от 30 до 70% доходов), а также на мобильную связь (8% доходов) во всех ее вариантах — от покупки самих телефонов до различных услуг в этой сфере. Такие данные со ссылкой на исследования Росстата и агентства РОМИР привел председатель Союза потребителей России Петр Щелищ, открывая в Санкт-Петербурге конференцию, посвященную рынку потребительских услуг.

Граждане России, в отличие от жителей большинства развитых стран, беспрецедентно много тратят на еду

Главный защитник российских покупателей, клиентов и пациентов, Петр Щелищ обнародовал и другие шокирующие данные. Оказывается, расходы на питание в других странах не только существенно ниже, нежели в России, но и внутри самой нашей страны ситуация парадоксальная. Согласно статистическим данным, люди с самым высоким уровнем доходов тратят на еду 25% заработанных средств, а граждане с самым низким уровнем - от 50 до 70%. В остальном структура расходов строится следующим образом: около 12% доходов идут на приобретение автомобиля и всего необходимого для его обслуживания, 10% доходов уходит на одежду и обувь, 9% мы тратим на товары для дома и отдыха, 4,5% - на лекарства и предметы личной гигиены, 3% - на питание вне дома, 2,5% - на алкоголь и табак.

Из всего спектра потребительских услуг больше всего уходит на коммунальные нужды (около 8%). По 3% идет на оплату услуг связи, транспорта, культурные развлечения и услуги служб быта. От 1,5 до 2% тратят россияне на жилищные, образовательные и медицинские надобности.

По данным РОМИР, которые также привел Петр Щелищ, 12% доходов мы тратим на ремонт, 9% - на образование, на третьем месте (8%) идет мобильная связь, в том числе приобретение мобильных телефонов.

«Даже на автомобили россияне тратят меньше денег, чем на сотовые», - с недоумением констатирует председатель российского правозащитного общества.

Примечательно, что 13% всех опрошенных россиян главной целью своих трат назвали простое выживание. 58% обозначили ее как «жить не хуже, чем большинство», 18% предпочитают все-таки жить лучше, чем это самое большинство, и лишь 8% мечтают жить не хуже, чем в богатых странах.

У 88 «нянек» потребитель без глазу

По данным потребительских опросов за 2013 год, 83% россиян так или иначе имели дело с некачественными товарами или услугами. Причем, по замечанию самого Петра Щелища, эта цифра не меняется последние 7 лет. Сие означает, что на ниве защиты потребительских прав с 2006 года ничего не произошло - ни в лучшую, ни в худшую сторону. Зачем тогда существуют многочисленные потребительские организации - вопрос почти риторический. Между тем одних государственных защитников прав потребителей у нас около 100 организаций - от Роспотребнадзора и других многочисленных «надзоров» до разнообразных инспекций и служб. И непосредственно в Санкт-Петербурге 88 общественных организаций, занимающихся тем же самым. Однако результат говорит сам за себя: надо обладать железным здоровьем, железными нервами и вполне реальными деньгами, чтобы бороться за свои нарушенные права и добиваться победы.

Резона защищать свои нарушенные права из-за рублевого йогурта у нас в стране нет

Чтобы привлечь внимание госструктур, необходимо одномоментно отравиться колбасой как минимум «группой единомышленников» или чтобы крыша у дома протекла сразу у пары сотен жильцов. «По заявкам потребителя» ни один «надзор» в магазин бороться за вашу протухшую колбасу не придет. А если и придет, то изымет совсем другую колбасу. На общественников надежды тоже немного: в большинстве организаций экспертизы платные, услуги адвокатов тоже платные, а по телефону вам предложат найти ответы на свои вопросы в интернете. Поэтому резона защищать свои нарушенные права из-за рублевого йогурта у нас в стране нет. Как нет смысла и доверять надписям на этикетках о том, какой этот йогурт замечательный и как 88 (или больше) потребительских организаций присудили ему какой-нибудь очередной мудреный знак качества.

«В чем дефекты системы? Главным образом в том, что на рынке нет реальной ответственности за нарушение обязательных требований и несоответствие знакам стандартов, которым маркируются товары, - довольно витиевато объясняет Петр Щелищ. - Кроме того, обязательные требования настолько оторваны от реальных характеристик массовой продукции, что попросту не могут выполняться большинством производителей. Это ведет к имитации их применения, не стимулируя производителей повышать качество продукции. Это консервирует наши болезни, приводя к отсутствию альтернативы».

Лишь общественный контроль может побороть неповоротливость и равнодушие государства

Щелищ также считает, что наши стандарты не вписываются в мировые тренды, у нас проблемы с добровольной сертификацией: «Очень много сертификационных центров, но в большинстве своем это просто налаженная система продажи бумажек».

По мнению правозащитника и экс-депутата Госдумы, само государство крайне мало делает для того, чтобы стандарты или обозначенные выше знаки качества и соответствия реально применялись предпринимателями и действительно входили в культуру потребления.

«Никто не контролирует добросовестность ссылок на них в маркировке продукции», - вот прямо так и заявляет председатель всероссийского общества потребителей.

О проблемах госконтроля прав потребителей говорила представитель Управления Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу Галина Герцева. Так, потребителям просто душу и кошельки выматывают профессиональные выбивальщики долгов - коллекторы, деятельность которых, тем не менее, в большинстве своем не противоречит законодательству, потому что таких законов пока попросту нет. Активно роются в наших кошельках не в меру креативные затейники из области мобильной связи, развлекая то анекдотами по телефону, а то и дармовыми миллионами - «только нажми кнопку».

По словам выступившего на конференции члена консультативной группы по защите прав потребителей при Еврокомиссии (Брюссель), одного из руководителей Германского института информации для потребителей «Штифтунг Варентест» Хайнца Виллната, Германия проходила почти все то же самое, только лет на 30 раньше нас. По его мнению, лишь общественный контроль может побороть неповоротливость и равнодушие государства и хорошенько подстегнуть разомлевших от безнаказанности производителей.

Защита прав потребителей - политическая задача государства

«У нас в свое время тоже были отдельные секторы - общество защиты прав велосипедистов, общество баварских домохозяек, общество защиты прав пользователей железных дорог… Со временем мы все объединились в единый германский Союз потребителей, и с нами вынуждено считаться государство. Попробовал бы на наши заседания не прийти какой-нибудь приглашенный чиновник или депутат! В следующий раз его кресло в парламенте осталось бы пустым. Потому что защита прав потребителей - это политическая задача государства».

С момента появления закона «О защите прав потребителей» прошло более 20 лет. И как-то уже хочется конкретики. А то даже присутствующие на конференции защитники наших прав заметили с высокой трибуны: «Приятно видеть который год одни и те же лица. Но это и тревожит, что лица - одни и те же. Наша программа защиты прав потребителей - как коммунизм. Все идем к нему, а дойти никак не можем».

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Филипп, консультант в сфере HoReCa, 40 лет Какое место в Петербурге придает вам сил?
Самое читаемое
Комментарии