Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.51
Евро 98.91
Юань 1.27

Россияне почти полюбили полицию

 Фото: Денис Тарасов/OK-inform Фото: Денис Тарасов/OK-inform Уровень доверия россиян к полицейским значительно возрос. Об этом говорят результаты исследования, опубликованного на днях. «Старший уполномоченный Гоблин» и экс-глава петербургского главка рассказали, за что любят и не любят полицейских

Третья власть полюбила четвертую

Накануне профессионального праздника российских полицейских, который по привычке большинство называет Днем милиции, фонд «Общественное мнение» и «Левада-центр» опубликовали результаты исследования, посвященного отношению общества к правоохранительным органам. Как отмечается, регулярные замеры отношения к сотрудникам МВД «Левада-центр» и «Общественный вердикт» проводят с 2004 года, а последние 4 года на основании данных опросов исследователи составляют индекс доверия к полиции. Так вот, согласно опубликованным данным, за последние 10 лет доля граждан, считающих произвол правоохранительных органов актуальной проблемой, сократилась с 83% опрошенных в 2004 году до 64% на текущий момент. Рост доверия к полиции особенно заметен за последние два года: если в 2012 году полиции доверяли 24% опрошенных, то в 2014 году таких стал 41%. Социологи также отмечают сильное влияние «крымской кампании»: так, только за последние месяцы 2014 года граждане РФ отмечают резко возросший уровень доверия к людям в погонах.

Впрочем, руководитель «Левада-центра» Лев Гудков комментирует это так: «Все социальные проблемы отодвинуты на второй план, и в связи с пропагандистской кампанией ситуация во всех других сферах воспринимается как улучшившаяся. Но если брать индекс полного доверия к полиции, то это 21% - крайне низкий уровень. Ниже только у политических партий - 18%. В целом мы видим очень низкое доверие к суду и к прокуратуре. Выше всего стоят президент, церковь, армия и госбезопасность, и это хорошо отражает структуру отношения к авторитарному полицейскому государству».

По-своему комментируют неожиданные результаты опросов и другие исследователи. Так, руководитель исследовательских программ фонда «Общественный вердикт» Асмик Новикова считает, что на общие настроения россиян повлияла пропаганда:

«В МВД прилагали усилия, чтобы выстроить информационную работу с обществом, вся работа со СМИ там централизована, - считает Асмик Новикова. - Результат дали усилия, которые были направлены на выстраивание репутации, однако практика работы и подходы сильно не изменились. Например, на массовых мероприятиях, где общество встречается с полицией, если ты не вызываешь подозрений, с тобой общаются вежливо, а в противном случае происходит задержание с большим количеством процессуальных нарушений».

Аналогичного мнения придерживается и зампред комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, журналист Александр Хинштейн. Он считает, что полиция просто стала работать над своим имиджем, а на самом деле в ведомстве не произошло каких-либо крупных кадровых и структурных изменений, не наладился новый подход к работе.

У опрошенных ОК-inform профессионалов свои мнения.

Когда генералы плачут

Плох тот генерал, который не мечтает реформировать свою систему. ОК-inform вспоминает, как пытались реформировать (или, точнее, реанимировать) правоохранительные органы Петербурга самые громкие ее представители последних лет.

Один из них, бывший начальник ГУВД Санкт-Петербурга Анатолий Пониделко, например, прославился не только перекраской стен милиции в розовый цвет, но и лозунгом «Честный милиционер важнее профессионала». У него действительно генералы плакали, а любой приказ носил характер политического лозунга.

Пару лет назад генерал Пониделко на вопрос нашего корреспондента о том, как надо реформировать МВД, ответил: «Что надо сделать? Первое - это очищение коллектива. Меня ругали, что я гоню профессионалов, но я и сейчас повторю: лучше я возьму где-нибудь на „Кировском заводе“ честного рабочего и научу его работать, чем в милиции будут служить якобы профессионалы, которые продают Родину. Сейчас честные милиционеры нам нужны прежде всего… Я начал с главного - обучение людей. Помните, я тогда сказал, что наша милиция не может не только задержать преступника, но даже убежать от него? Уроды в милицейской форме. Ленивые, зажравшиеся, толстые, ничего не умеющие. Воспитание должно быть. Нынешние все эти психологи-социологи - неучи и бездельники. Раньше была целая школа воспитания... Еще бы я закрыл все телеканалы, где „милицейские“ фильмы гоняют. Нельзя показывать, как пьяные менты друг в друга стреляют, пьют, изменяют женам. Я не противник чего-то нового, но похабить мою структуру, которой отдал 40 лет, не дам».

Еще один экс-глава петербургской милиции, генерал Аркадий Крамарев убеждал в том, что «нужно полностью перейти на новые методы работы, изменить УПК, всю громоздкую систему фиксации и расследования преступлений... Я считаю, что принимать на работу в милицию можно только после жесткого психологического, физического тестирования. Для этого надо сделать, чтобы у людей, идущих на эту службу, был стимул выполнять все перегрузки. А главный стимул - это повышение зарплаты. Сейчас у нас берут на работу всех, кто дает согласие. И получается, что в милицию приходят люди, абсолютно неготовые к такой работе».

Примечательно, что Крамарев также настаивал на том, что нельзя милицию только ругать. «Если человека все время называть свиньей, то он рано или поздно захрюкает. Давайте попробуем писать о мужественных и порядочных милиционерах - глядишь, они такими и станут», - сказал бывший глава петербургской милиции.

Исследователи отмечают, что самое острое отношение общества к полиции наблюдалось в 2012 году. И сразу после этого началось сильное давление на СМИ, если не кардинально, то значительно меняющее образ человека в погонах. Кроме того, стали активнее работать сайты силовых госструктур. Пресс-секретари уже не с таким дробным топотом убегают от журналистов, а хотя бы притормаживают и создают видимость открытости. Разумеется, в пределах позволенного. Но журналисты тоже люди. И если на «том конце» делают вид, что нас слышат, то мы тоже делаем вид, что слушаем.

Дмитрий Пучков «Гоблин»: Полицию ругают те, кто ни разу там не был

Переводчик, публицист, автор «правильных переводов» голливудских блокбастеров, а в прошлом сотрудник петербургской милиции Дмитрий Пучков, больше известный как «старший оперуполномоченный Гоблин», считает, что о произволе в полиции и оборотнях в погонах кричат те, кто сталкивался с правоохранительной системой, например, получая паспорт.

- Граждане, которые кричат, как они настрадались в застенках милиции, как правило, с милицией не сталкивались. В крайнем случае, общались с ее административно-бюрократической частью, - рассказал Дмитрий Пучков ОК-inform. - Преступность у нас не катастрофическая, тысячами людей на улицах не грабят. При этом люди обожают повторять басни, «А вот я-то знаю, как в милиции!...». Вот я за рулем с 1980 года. И за все эти 34 года у меня ни разу никто не вымогал деньги, а только штрафовали за какие-то нарушения. И никогда просто так не останавливали.

- Может быть, вас просто узнавали?

- Ну, 34 года меня вряд ли узнавали. Но если я встану на перекрестке Лиговского, где я живу, и полчаса буду смотреть, как каждый второй нарушает ПДД, а их за это останавливают и «вымогают», то складывается определенное впечатление. А из них не вымогают, люди сами суют деньги с криками «Вы же все продажные, берите!». Да, была вакханалия уголовщины, все сидели «под крышами». Когда-то и это было почти нормой жизни. Но постепенно везде людей приводят в чувство. Текучка в «органах» прекратилась, зарплату выплачивают. Люди занимаются своим делом.

- А как же пресловутые «майоры евсюковы», избиения, издевательства?

- На кулаки полагаются только те, кто не умеет больше ничего. Чтобы не понадобилось бутылки в задний проход забивать ради показаний, должны быть стаж и опыт. Есть ли негодяи в полиции? Безусловно, есть. И их видно, как любого негодяя, всегда лучше. Добрых семьянинов, воспитывающих пятерых детей и геройски выполняющих свою работу, не вспоминают.

- Однако, согласно опросу «Левада-центра», ситуация начала меняться только в последние годы. Почему? Ведь еще 3-5 лет назад милицию-полицию практически поголовно, мягко скажем, не любили.

- «Левада-центр», ммм, как известно, никогда не врет… При гололеде люди думают не о том, что под ногами, а о том, что говорят в СМИ. И если что-то дискредитируется, то каждый смотрит по факту. Как и какие новости вбрасываются и как они также внезапно заканчиваются. Все это было увязано и связано.

- Зачем было тогда нагонять истерию? Кому выгодно дискредитировать правоохранительную систему?

- У нас много граждан, которые хотят устроить гражданскую войну во всем. Основная задача перестройки - развал СССР, потом - развал России и уничтожение ее до пределов Московской области. Вот для этого и надо. И промыванием мозгов это не ограничивается. Взять даже произведения искусства - какой-нибудь там «Штрафбат» или фильмы последних лет… Образ власти один: упыри душат русский народ. Враги - это НКВД, менты, ФСБ. В известном фильме последних лет показано тотальное бегство русских солдат, которые покидают фронт, попутно по дороге расстреливая замполитов. И известный режиссер убирает из истории страны тот факт, что Наполеон на лошадях доскакал до Москвы быстрее, чем Гитлер на танках, обладая самой мощной армией в мире. Потому что наш народ стоял насмерть. Зачем так искажать? Наверное, цель всего этого - формирование общественного сознания.

- С праздником, Дмитрий Юрьевич!

- Спасибо большое.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Алексей, помощник адвоката, 50 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии