Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.59
Евро 99.79
Юань 1.29

Пир во время санкций

 Фото: wikimedia.org Фото: wikimedia.org На открывшемся в Петербурге продовольственном форуме «Торговля большого города» предупредили: худшее - впереди. Пустые полки либо очень дорогие товары следует ожидать уже к февралю. Такое мнение высказывают маркетологи и экономисты - в отличие от продавцов и производителей, которые стараются верить в лучшее

Магазины - в интересном положении

Форум «Торговля большого города» проходит в рамках продовольственной выставки «Петерфуд» в 14-й раз. Однако никогда профессионалы отрасли не оказывались в столь интересном положении: с одной стороны - санкции, с другой - тоже санкции, а с третьей - девальвация рубля. Нервное напряжение, кажется, витает в воздухе, смешиваясь с запахами выставочной еды.

Форум «Торговля большого города» проходит в рамках продовольственной выставки «Петерфуд» в 14-й раз.

Представители крупных и небольших торговых сетей, топ-менеджеры, производственные гиганты и мелкие фермеры, забыв про контракты-закупки, слушали выступления гуру маркетинга и экономики, а также, не стесняясь, спрашивали у коллег-конкурентов: «А как у вас?». Но то ли наших менеджеров и чиновников на испуг не возьмешь, то ли они знают что-то такое, что мы все не знаем, но настрой сначала был довольно позитивным,  даже несмотря на пессимистичную подачу ведущего.

«Везде произошли колоссальные изменения. У некоторых продавцов доля импортной продукции, попавшей под санкции, составляла до 90%. Кое-кто и вовсе ушел с рынка. Вроде бы освободились некоторые позиции, но тут возникла ситуация с изменением курса рубля, - мрачновато начал шеф-продюсер конгрессно-выставочной компании “Империя” Андрей Подлеснов. - По прогнозам, в 2015 году в Петербурге будет ощутим рост цен. По данным РОМИР, средний чек снизится на 25%, благосостояние покупателей - на 4%. Конечно, все обеспокоены».

Однако председатель комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Смольного Эльгиз Качаев попытался привычно утешить: «Да, после объявления эмбарго мы срочно организовали штаб, куда вошли представители всех профильных ведомств, продавцы, производители, силовики. Однако штаб заседал всего один раз. Почему? Необходимости не было. Рост цен - умеренный, паники не было. Но сейчас началась эта болтанка с рублем. Если динамика останется, то мы все это, конечно, почувствуем. Всегда хорошо не бывает. Есть растущий рынок и есть падающий рынок», - считает Качаев.

Не нашлось замены твердым сырам, оставляет желать лучшего качество болгарского перца - раньше его привозили из Голландии, теперь - из Турции и Краснодарского края.

Незаменимыми остались сыры и «Айсберг»

Руководители крупнейших торговых сетей сначала тоже начали во здравие. Так, представитель сети «К-Руока» Родион Лебедев сообщил, что почти все быстро нашли импортозамещение.

«Ассортимент по рыбе возрос в 2 раза, впервые в Петербурге появилась даже кефаль. Да, немного возросли цены, но не катастрофично, - заявил менеджер сети, в которой в досанкционное время значительную часть ассортимент составляли финские товары. - Сыры “Валио” есть в продаже, поскольку их делают на российских заводах финской компании. А вот молока, к сожалению, нет. Но вот лично я редко покупал молоко “Валио”. У нас в Петербурге есть прекрасное фермерское натуральное молоко, я его предпочитаю».

Зато не нашлось замены твердым сырам, оставляет желать лучшего качество болгарского перца - раньше его привозили из Голландии, теперь - из Турции и Краснодарского края. Всего, по словам Лебедева, новые поставщики составили уже 30% от всех потока поставок.

Представитель Х5 Retail Group Анна Тищенко тоже доложила, что незаменимых нет. По ее мнению, раньше доля импортных овощей и фруктов, например, в «Пятерочке» составляла около 25%. Сейчас всему нашлась отечественная замена. «Кроме, пожалуй, салата “Айсберг”», - констатировала Анна Тищенко.

«Главное - переключить покупателя. В конце лета нам помогла политическая ситуация в стране. Осталась пока незакрытой “молочка”, а именно твердые сыры и сыры с плесенью. Есть предложения с юга России, мы их рассматриваем», - уточнила представитель Х5 Retail Group.

По ее словам, все опасались также безальтернативности масла «Валио», но оказалось, что наши покупатели (с меньшим удовольствием) переключились на отечественные или белорусские аналоги.

Директор Северо-Западного региона сети «О`кей» Сергей Кудинов согласился, что, несмотря на полную неожиданность ответных санкций, полки пустыми не остались.

«Мясо - Уругвай, наш “Мираторг”. Молочка - российская, белорусская. Овощи и фрукты - Азербайджан. Почему мы раньше их не брали? Потому что нашим производителям надо заявлять о себе!»

«Мясо - Уругвай, наш “Мираторг”. Молочка - российская, белорусская. Овощи и фрукты - Азербайджан. Почему мы раньше их не брали? Потому что нашим производителям надо заявлять о себе! Под лежачий камень и коньяк не бежит», - красочно закончил представитель сети.

Шеф группы по локальным закупкам «Ашана» Евгений Курц сказал, что санкции помогли мобилизоваться, однако есть небольшие трудности именно в Петербурге: наши потребители очень привержены определенным брендам.

Генеральный директор сети супермаркетов премиум-класса «Лэнд» Илья Штром сообщил, что, несмотря на солидную долю импорта в его магазинах, потребитель частично смог переориентироваться. Хотя наиболее требовательные клиенты все-таки уходят, не найдя на полках привычных продуктов.

«Наш импорт не пострадал, основная часть перечня не попала под санкции. Замороженный хлеб из Италии продается, оливковые масла - тоже, заморозки у нас очень мало. Единственный сдерживающий фактор - курс евро, - сообщил Штром. - Но мы замечаем, что не получили ожидаемого осеннего прироста. Количество посещений снизилось, но цена покупки возросла. Сохраняется и длина чека».

По мнению Ильи Штрома, надо объективно признать, что рост цен есть. Потому что рыба, например, из Чили будет в любом случае дороже, чем рыба из Норвегии.

«В России пустуют земли. Под Гатчиной колхоз, которым руководит мой друг, поднимается уже пятый год. Импорт надо заменять, мы должны крутить хвосты свои бычкам. Вот я был на Кубани, проезжал по трассе Краснодар - Майкоп. Там есть, реально есть работающее сельское хозяйство. И там люди улыбаются!».

Экономисты: дожить до февраля

На саму продовольственную выставку «Петерфуд» приехали, несмотря на дальнюю площадку Экспофорума в Шушарах, вездесущие бабушки - любительницы бесплатно пофуршетиться, производители из соседних регионов, из Белоруссии и даже из Японии. Предлагались молочные продукты, рыба (копченая либо селедка в банках), мясные деликатесы, масла, майонезы и разнообразные экосладости. Однако хотелось большего. Впрочем, думается, дело не в нехватке производителей или продавцов, а в каких-то других причинах, по которым они не поехали на «Петерфуд». Либо у них все очень хорошо и дополнительная реклама не требуется, либо наоборот - не до жиру, то есть не до выставочной деятельности.

Из речи Михаила Хазина удалось понять, что у нас все будет хуже и хуже, если не произойдет смены руководства Центробанка и правительства России.

Когда бизнесмены поднялись в конгресс-залы, то и вовсе оказались в замешательстве, послушав краткую лекцию о наших перспективах экономиста, публициста, автора «катастрофических прогнозов», предугадавшего кризис 2008 года с точностью до пары дней, президента компании экспертного консультирования «Неокон» Михаила Хазина и его коллеги Григория Трусова.

Из речи Михаила Хазина удалось понять, что у нас все будет хуже и хуже, если не произойдет смены руководства Центробанка и правительства России. Эти слова были ключевыми в рассуждениях о мировом ВВП и внешних инвестициях. Коллега Трусов был еще более категоричен. Если вкратце, то более-менее нормально жить нам осталось аккурат до февраля 2015 года. Выживут, как у Дарвина, только сильнейшие (в данном случае имеются в виду компании).

«Плоские рынки захватывают Вселенную. Сюда имеют доступ большие компании, так как у них дешевые кредиты. Остальные - обречены. Так как на разваливающихся рынках выживут только прагматичные циники», - радостно заявил маркетолог.

Впрочем - каюсь. Я совсем не экономист и (тем не более) не маркетолог и абсолютно ничего не понимаю в плоских, а также выпуклых или выгнутых рынках. Мне бы в магазин сходить за вкусняшками и по миру не пойти. Или уже пора - ведь февраль не за горами?..

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Елена, домохозяйка, 45 лет Революция - двигатель прогресса?
Самое читаемое
Комментарии