Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.59
Евро 100.27
Юань 1.27

«Россияне чувствуют восстановление социальной справедливости»

 Фото: http://polit.pro Фото: http://polit.pro В одном из петербургских информагентств на днях состоялась дискуссия, посвященная мировоззренческим особенностям современной России. В центре внимания оказалась державность - как историческое мировоззрение россиян. Портал «Общественный контроль» предлагает вашему вниманию мнение по этому поводу, высказанное экспертом

Мария Мацкевич, старший научный сотрудник Социологического института РАН:

- Сегодня общепризнанным фактом стало то, что у российского населения есть запросы на великодержавность нашей страны. Но так ли это? Я как социолог утверждаю: ответ неоднозначен и вовсе не обязательно утвердителен. Проблема в том, что социологи зачастую формулируют то, что им самим кажется интуитивно понятным. А затем - проецируют свое понимание на мнение респондентов. Если мне зададут вопрос: «Готовы ли вы чем-то пожертвовать ради великодержавности?», я сначала задумаюсь - а что это такое?

Сегодня общепризнанным фактом стало то, что у российского населения есть запросы на великодержавность нашей страны. Но так ли это?

Представления людей о том, что такое держава, сильно различаются. Для примера - вернемся на год назад, когда еще не было украинского кризиса, присоединения Крыма к РФ, а предположения о возможности такого развития событий бродили только в самых радикальных умах. Более половины граждан России тогда думало, что главная наша цель - улучшение собственной экономики, повышение благосостояния населения и невмешательство во внутренние дела соседей.

В таких настроениях я ничего «державного» не наблюдаю. Год назад - «на пике стабильности» - примерно 40 процентов населения считало, что по многим параметрам (благосостояние людей, уровень защиты прав и свобод, безопасность личности) наша страна в мире занимает место в промежутке от 50-го до 100-го.

Кроме того, начиная с 1998 года и независимо от экономических кризисов и других потрясений в РФ непрерывно уменьшалось число людей, которые считали, что мы - самые несчастные, а страна наша - отсталая. К 2013 году число таких «оптимистов» достигло своего относительного минимума - примерно 10 процентов. А вот количество людей, считающих, что мы - не самые лучшие, но и далеко не самые худшие, оставалось все эти годы довольно стабильным. С другой стороны, многие думали, что наша страна заслуживает большего, чем есть. В первую очередь - большего экономического благополучия граждан, а вовсе не каких-то внешних притязаний.

Около 80 процентов россиян сегодня считают, что у России есть враги, а число людей, называющих врагами страны США и Западную Европу, радикально выросло - приблизилось к 70 процентам.

Что же случилось в 2014-м? Настроение у народа поднялось, появилось ощущение, что мы делаем большие успехи во внешнеэкономическом и внешнеполитическом пространстве. Одновременно с этим около 80 процентов россиян сегодня считают, что у России есть враги, а число людей, называющих врагами страны США и Западную Европу, радикально выросло - приблизилось к 70 процентам. И это вполне адекватно. Другое дело, что почти те же 70 процентов полагают, что отношения с США все равно нужно налаживать. Количество людей, предполагающих, что новая «холодная война» возможна, примерно равно количеству тех, кто уверен: ее не будет. Но во всех этих результатах я не вижу никаких признаков того, что люди готовы идти на жертвы ради построения некоей «великой державы».

По СМИ последнее время гуляет одно утверждение: 84 процента населения считает, что Россия «встала с колен» и полностью одобряет все действия руководства. Это - миф. Эти 84 процента - количество людей, которые в марте заявили: «Я одобряю присоединение Крыма к России», но не более того. Согласитесь, это не относится ни к величию, ни даже к полному согласию со всеми решениями власти. Да, в России сейчас наблюдается рост поддержки действий президента Владимира Путина. Но одобрение его политики колеблется в пределах 60 процентов - в зависимости от конкретных опросных тем и формулировки вопросов.

Меня настораживает другое: жесткий негатив и агрессия по отношению к тем, кто не согласен с каким-то мнением. По опросам стало заметно, что крайние точки зрения по обычной пятипунктовой шкале («определенно да» и «определенно нет») набирают гораздо больше позиций, чем раньше. Это - радикализация, поляризация, за которой стоит агрессия в адрес представителей противоположного мнения. Это видно и по количеству людей, готовых найти врагов не только в лице других стран, но и в лице других социальных групп.

Есть мнение: граждане готовы терпеть обрушившиеся на страну невзгоды и пока не видят особого ухудшения ситуации. Я скажу так: россияне видят ухудшение, но терпеть действительно готовы - и вот почему. До событий последнего года 80 процентов населения называли главной проблемой России несправедливое распределение доходов - гигантское имущественное расслоение. А сейчас они считают, что экономические потери сегодня несут в основном богатые.   

Они лишись каких-то продуктов, не могут выехать за границу, страдают из-за падения курса рубля и так далее. И простой народ думает, что таким образом сегодня происходит восстановление социальной справедливости по принципу «нам плохо, но им-то - еще хуже!». И пока это ощущение вернувшейся справедливости существует, оно будет поддерживать позитивные настроения в обществе. Пусть само это чувство и не слишком позитивно.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Станислав, бывший военный, 44 года Революция - двигатель прогресса?
Самое читаемое
Комментарии